Проф. А.Ф. Баранников

СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В последние годы нельзя не заметить коренные изменения в содержании и оформлении отечественной учебно-методической литературы, предназначенной для всех уровней образования. Сохраняя лучшие традиции классических изданий, в содержании и оформлении университетских учебников происходят методологические и дидактические преобразования, как правило, под влиянием западных тенденций. И как реальное их воплощение и закрепление правительство Российской Федерации приняло решение присоединиться к Болонской конвенции в области образования.

Возникает вопрос, каковы основные факторы, вызывающие резкие изменения требований к учебной литературе для высшей школы с точки зрения её качественных и количественных критериев? Важно прежде разобраться, какова природа современных требований, в чем принципиальное отличие европейского образования от российского, кому, по каким вопросам и на кого следует равняться? Иначе, как объяснить парадоксы? Официально дипломы высшего образования Российских вузов Западом не признаются. По уровню образования в первой десятке фигурируют 8 американских вузов. А нашими выпускниками забиты исследовательские институты, офисы и фирмы США и Европы. Наши программисты оказываются победителями на международных конкурсах и олимпиадах, а рядовые хакеры из провинциальных городов играючи взламывают системы защиты баз данных банковских учреждений и служб США.

Фактически суть коренных изменений в содержании учебной литературы в последние десятилетия объективно обусловлена следующими обстоятельствами. На пороге XXI века перед человечеством возникли три планетарные проблемы:

1)     информационный бум; 

2)     исчерпание природных ресурсов;

3)     угроза экологической среде и самой жизни от алчного развития и ведения бизнеса.

Системный анализ указанных проблем позволил на Западе выработать и радикальные способы их решения:

а) интеграция или глобализация сил и средств (в Европе она уже обретает реальные формы, а нам международные советники и влиятельные финансовые силы настойчиво навязывают диаметральные процессы);

б) оптимизация информационных сетей;

в) нормализация рыночных отношений;

г) организация эквивалентного обмена, поддерживающего динамическое равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением.

Но для граждан бывшего Союза наряду с перечисленными проблемами появились дополнительные:

а) разрыв информационных и технологических связей с распадом СССР парализовал деловые отношения практически во всех странах СНГ;

б) стремительное развитие электронных и телекоммуникационных технологий, а также средств передачи и представления информации в цивилизованных странах мира, усилило монополизацию рынка в ущерб конкуренции, к которой мы так стремились;

в) бизнес и предпринимательство полярно отличаются как по целям, так и средствам их достижения, причем, бизнес на Западе непременно связывают с демократией.

            Главная цель бизнеса – деньги. Чтобы делать деньги, бизнесмену не обязательно знать производство. Напротив, чем дальше от производства, тем большим может оказаться процент на вложенный капитал. Чем больший процент, тем более паразитирующим для общества оказывается такой вид деятельности. Для рентабельного бизнеса все средства хороши: эгоизм, жадность, азарт, страсть, обман, человеческие слабости и пороки, извращение, растление, насилие, наркомания и т.п. При этом жертвой становятся жизненно важные факторы: созидательный процесс, экология, идеология, нравственность и сама жизнь.

Коммерциализация образования обусловила и его содержание. Профессионально и быстро на Западе готовятся хорошие исполнители (менеджеры) замысла собственника. В связи с этим их учебная литература носит преимущественно инструктивный характер и построена по модульной схеме, способной ответить на вопросы: «кто?», «что?», «где?», «когда?», «сколько в результате?».

            В основе предпринимательства (как в Европе, так и у нас) – созидательный акт, направленный на создание новых товаров и услуг или улучшение существующих за счет повышения их качества, надежности и безопасности. Предприниматель стремится к достижению поставленной цели путем наименьших затрат энергии и времени. При этом рачительнее используются природные ресурсы, организуются прямые деловые контакты без перекупщиков и рэкетиров, наносится минимальный ущерб экологии и оптимизируются информационные потоки.         

Это  отражает  объективную  необходимость  эффективно использовать достижения науки, техники, информатики, организации и управления для обеспечения динамического равновесия  между  производством и потреблением. Но одного исполнительского мастерства для этого недостаточно. Требуется развитие сознания, механизма мышления, аналитических и организаторских способностей. Следовательно, помимо указанных выше вопросов современный учебник должен помочь предпринимателю, получающему профессиональное образование, сократить время на процесс понимания: «как?», «каким образом?», «почему так, а не иначе?» и «что будет, если делать иначе?». Творческое начало созидательного акта не поддаётся коммерциализации, но как производительная сила вправе высоко оцениваться и оплачиваться. В товар может обратиться и продаваться лишь его конкурентоспособный продукт.

Второй вопрос - насколько ныне действующие образовательные стандарты высшего профессионального образования соответствуют современным требованиям подготовки полезных обществу специалистов?  Ограничимся сравнительной оценкой стандартов, регламентирующих специальность 061100 – «Менеджмент организации».

Без стандартизации нет основы для организационного проектирования, диагностического анализа, аудита, а также оценки эффективности организационных решений и качества управленческой деятельности. Поэтому можно лишь приветствовать стремление стран ЕС активно реформировать учебные заведения в этом направлении. Важно только различать предмет и вид деятельности менеджера, так как ни процесс организации, ни процесс управления не бывают беспредметными. А форму организации и управления определяют не функции, а содержание предмета их деятельности.

            Между тем, главный недостаток действующих образовательных стандартов именно в отсутствии систематизации предметов и классификации видов управленческой деятельности. Каждому виду управленческой деятельности требуется свой организационный инструментарий, свои специфические знания, навыки и умение.

Некоторые виды деятельности будут иметь общие понятия и термины. Но большинству из них в силу функционального разделения труда и специализации исполнителей приходится пользоваться своими методами, моделями, средствами связи и обработки информации. Например, способы организации идей не похожи на способы организации вещей, людей, а также взаимосвязи того и другого в реальном времени и пространстве – у каждого свои модели, средства, организационные формы отображения замысла и т.п. Если лошади дать сахарную косточку, а собаке – овес, они не смогут ими воспользоваться, даже если будут умирать. Но стоит дать каждому то, что ему нужно, радость будет беспредельной.

            Нечто подобное характерно и для профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов. Каждый должен получать знания и приобретать те навыки, которые потребуются ему для осуществления конкретного дела. Даже математические методы у каждой специализации одной и той же специальности будут различными. Одни специалисты будут использовать их систематически. Другим по роду и предмету их деятельности они никогда не понадобятся. Но п. 1.3. «Квалификационная характеристика выпускника, область и объекты профессиональной деятельности менеджера» предусматривает «все для всех специализаций и сразу» на все случаи жизни «по мере социально-экономического развития тенденций».

     Имеются и другие существенные недостатки, снижающие качество учебников и отечественной системы высшего образования. Так, стандарт ОПД.Ф.04 - ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ориентирует разработчиков учебных дисциплин на «Организацию как систему…» (как будто она не результат процесса организации, а дается в готовом виде в момент её регистрации). Стандартом предусматриваются «социальные и хозяйственные организации…» (вероятно бюджетные организации в таком случае надо относить к социальным, а производственные – к хозяйственным). Предлагается соотношение «организация и управление…» (т.е. система и управление, как будто управление можно осуществлять без организации управляемого и управляющего устройств – элементов системы).

Стандартным составляющим элементом учитывается тема «теория организации  и ее место в системе научных знаний..». Какая теория?! Где она? Без объяснения процесса организации, его структурных элементов, механизмов функционирования и развития, определения организационных свойств и состояний исследуемых объектов с их количественной оценкой невозможно разобраться в устройстве организации и заниматься проектированием организационных систем, а также оценивать их результативность.

Представление об устройстве организационных систем в стандарте дается через набор некоторых «организационных законов и принципов», как будто действие экономических законов не служит структурообразующим фактором организаций. Словом, действующий образовательный стандарт ОПД.Ф.04.  ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ помимо некоторых законов и подчас дублирующих указанные законы принципов сведен к «развитию организаторской и организационно-управленческой мысли; организационной культуре и субъектам организаторской деятельности». Так, «поведение» структурных элементов организации уже не вписывается в категории «Теории организации» и выделяется стандартом в самостоятельную дисциплину ОПД.Ф.09. – ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Терминология действующих образовательных стандартов не соответствует не только существующим научным достижениям, но и действующим законодательным документам. Так, понятия «фирма» (п.1.3.2) и «предприятие» (СД.01; СД.04) в ГК РФ отсутствуют. Во всех его статьях используется понятие «организации» (кроме унитарного предприятия).

Еще большим пороком служит извращение ключевых понятий, отсутствие в них научной основы. Так, стандарт СД.09 – УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ одним только вульгарным названием перечеркивает понятие «управления». Разве качество может быть предметом или объектом управления? Не потому ли появилось развитие бессмысленных определений «управление проектом», «управление риском»? Что такое качество? В общенаучном смысле – это совокупность существенных признаков, потребительских свойств, отличающих один предмет или явление от других. Управлять можно движением, процессом, развитием, добиваясь того или иного качества, посредством воздействия на управляемый процесс (объект). Воздействовать на качество бессмысленно.

Таким образом, при создании новых образовательных стандартов целесообразно учитывать и воплощены автором в учебной литературе следующие концептуальные подходы:

1.      Сочетание аргументированных теоретических разработок с обобщенным отечественным и зарубежным опытом, используемыми средствами, методами (способами), рациональными моделями, современной информационной технологией, ориентированными на определенную сферу деятельности.

2.      Дедуктивный метод изложения материала с его систематизацией, классификацией, методологической рубрикацией и доведением (детализацией) каждого раздела и учебно-методического блока, функционального или учебного модуля до практического инструментария, позволяющего отрабатывать и закреплять не только знания, но и навыки организаторской и управленческой деятельности.

3.      По содержанию учебный материал должен способствовать развитию не только исполнительского профессионализма, но и навыков системной аналитики, умения интегрировать знания и гибко адаптироваться к непрерывно изменяющейся среде.

4.      Компоновка учебного материала должна быть удобной для самообразования с формулировкой сути решаемых проблем, целей и задач для их достижения на каждом этапе обучения и приобретения квалификации специалиста с иллюстрацией не только рисунками, схемами и таблицами, но и численными примерами с подробным их решением.

5.      На каждом этапе освоения материала ключевые понятия, контрольные вопросы и тесты должны служить своеобразным фильтром для самоконтроля качественного роста специалиста и осознанного приращения новой порции знаний.

6.      В качестве прикладного методологического приложения к теоретическому материалу ключевые методы и средства организаторской деятельности, используемые в экспресс диагностике, системном, организационном и административном аудите, а также в организационном проектировании, должны иметь комплект исходных данных (не менее 30 вариантов) и образцы их выполнения с методическими рекомендациями.

7.      Учебный материал должен сочетать полиграфическую и электронную формы доступа к системному модулю понятий и терминов, рубрикатору учебника, исходным данным, образцам решения, учебным модулям и программным продуктам.

Чтобы не оставаться на уровне деклараций «протокола намерений», в качестве примера осуществления изложенных концептуальных подходов рассмотрим монографический учебник автора «Теория организации: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 700 с.». Он стал результатом многолетней научной работы и предварительной публикации монографии «Организация управляемых производственных систем в строительстве. – Киев: Будiвельник, 1976. – 168 с.», подготовки докторской диссертации на тему «Проблемы организации производственных систем в строительстве» (1983 г.), издания учебных пособий с грифом МО РФ «Методы диагностики и определения эффективности организационных систем: Учебное пособие/ГУУ. М., 1999. – 119 с.» и «Организация прямых деловых контактов в строительстве на базе межрегиональных компьютерных сетей: Учебное пособие/ГУУ. М., 1999. – 152 с.».

Выходу монографического учебника предшествовало также создание энциклопедического словаря «Управление организацией: Энциклопедический словарь. – М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 2001. – Х, 822 с.», в котором впервые в отечественной научной литературе систематизирован обширный научно-практический материал по всем разделам науки управления организацией, а по «организации управления» использован весь глоссарий автора (свыше 250 статей). Под научным руководством автора его аспирантами выполнено и защищено 7 кандидатских диссертаций, посвященных развитию прикладных аспектов теории организации. Такова предварительная аргументация и апробация теоретических положений учебника.

Когда появляются аргументы и факты, дискуссии прекращаются, гипотезы превращаются в научные знания, а монографии становятся учебным материалом. Профессионалам известны полярные точки зрения, начиная с А.А. Богданова, в вопросе, что первично: процесс организации или процесс управления. Одни ученые считают организацию составным элементом управления. Другие - придерживаются диаметрально противоположного мнения.

Несмотря на существенное разнообразие позиций ученых и смысловых значений понятия организации, в основе последних лежит труд как сознательная, целесообразная деятельность людей, в которой проявляется способность человека нечто задумать и осуществить. Следовательно, зарождаются и осуществляются процессы организации и управления.

Цикл сознательной целесообразной человеческой деятельности (от осознания потребностей, рождения идей, соизмерения желания с возможностью, определения проблем, формулировки целей, поиска средств и способов их достижения, т.е. от рождения замысла, через его осуществление до обобщения того и другого), таким образом, становится объективной основой и тем целым, которое надо расчленить и дедуктивным методом описать взаимосвязь его составных элементов: фаз, периодов, этапов, стадий, способов, операций, а также их промежуточных и конечных результатов.

Так сформировалась композиционная структура учебника через его разделы:

I.                    ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

II.                  ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ

III.                СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ

IV.                ПРОДУКТ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

V.                  СВОЙСТВА, СОСТОЯНИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

VI.                ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.

Все разделы учебника предваряются формулировками проблемы и заканчиваются тестовыми заданиями. Каждая глава в них открывается постановкой цели и задач для её достижения, а закрывается контрольными вопросами и ключевыми словами.

Учебник завершается основными понятиями и терминами.

Прикладными приложениями к учебнику являются исходные данные для самостоятельных работ (по 30 вариантов) и образцы их выполнения с методическими рекомендациями.

Для удобства самообразования и открытого обучения на сайте автора представлена электронная форма учебника, дополняющая его полиграфический вариант учебно-методическими комплексами, системным модулем понятий и терминов, исходными данными и образцами выполнения самостоятельных работ, учебными модулями с дополнительной информацией, а также рубрикатором учебника.

Учебно-методические комплексы объединены в КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДИСЦИПЛИН, связанных единой терминологией:

СИСТЕМНЫЙ МОДУЛЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ.

            ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ.

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АУДИТ.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.

СИСТЕМНЫЙ МОДУЛЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ – это ядро модульной схемы компоновки учебного материала дисциплины, состоящее в алфавитном порядке из определений (элементарных кирпичиков) теории и методологии изучаемого явления. Системным описанием дается внутренне не противоречивое объяснение терминов и понятий. Приводятся основы количественной оценки организационных свойств и состояний исследуемых объектов, применяемые на практике в системном, ситуационном и диагностическом анализе, организационном проектировании, а также аудиторской и консалтинговой деятельности.

Вместе с тем, СИСТЕМНЫЙ МОДУЛЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ - это многоуровневый, многоплановый, комплексный ГЛОССАРИЙ, в котором не только интегрируются знания многих теоретических дисциплин (ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВ, ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ТЕОРИЯ ГРАФОВ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ), но и конкретные связи и отношения исследуемых объектов даются в системном виде, допускающем исключительно однозначное толкование.

Понятия и термины изложены в форме самоучителя: выделены курсивом и другим цветом определения, которые вошли в ГЛОССАРИЙ. Таким образом, каждое определение  оказывается в логической взаимосвязи с другими терминами и понятиями. В результате выстраивается "дерево понятий" - четкая, однозначная методология системного анализа устройства организационных систем, а также исследования организации, функционирования и развития их систем управления.

            Учебно-методический комплекс объединяет ряд документов, регламентирующих учебный процесс. Например, ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

“ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ”

  1. Рабочая программа учебной дисциплины.
  2. График самостоятельной работы и текущего (промежуточного) контроля знаний студентов по дисциплине Теория организации.
  3. Рубрикатор учебного материала.
  4. Модуль № 1.
  5. Модуль № 2.
  6. Модуль № 3.
  7. Фонд контрольных, тестовых и домашних заданий для оценки знаний студентов по дисциплине.

Учебный модуль призван объединить теоретический и практический материал, связав его с проблемными вопросами для научно-исследовательской работы студентов и развития их творческого мышления. Структурно учебный модуль представлен следующим образом:

МОДУЛЬ № …(наименование)

ОБЗОР №… МОДУЛЯ

                         Терминологические и понятийные барьеры

Терминологические и понятийные барьеры» состоят из двух колонок. В левой колонке дан перечень ключевых понятий и терминов. В правой – определение понятий и терминов. Студенту предлагается подобрать к каждому термину из левой колонки определение, приведенное в правой колонке.)

                         Понятийный механизм

Понятийный механизм» расширяет возможности смысловой связи понятий. Для развития и закрепления понятийного механизма предлагается найти наиболее подходящий вариант по ключевым понятиям.)

            ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ как тематический план реферата

                         1-7 ситуаций (Постановка и ряд вопросов)

            ЛАБОРАТОРИЯ АНАЛИТИКА 

                         Работа №…Задача (условие, рисунок, схема, исходные данные)

 Дополнительная информация к работе №…

 Вопросы для повторения

             ОТВЕТЫ НА ОБЩИЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ

Рубрикатор учебного материала дает аннотированное представление об учебнике (учебном пособии) через наименование разделов и глав, перечень раскрываемых проблем, поставленных целей и задач, а также контрольных вопросов и тестов. Он помогает переходить от освоенного, осознанного вопроса к новому материалу, связывая его с предыдущим.

Таким образом, отличие данного учебника от известных аналогичных работ — в предварительном изучении процесса организации, а не его продукта — организации, определенным образом зарегистрированной и принявшей правовую форму юридического лица.

В качестве объективной основы для понимания сущности процесса организации и соотношения его с процессом управления автором выбран умственный труд как сознательная, целесообразная человеческую деятельность, в которой только и могут проявляться эти процессы по мере замысла и реализации замысла человека. Количественная оценка организационных свойств и состояний организации позволяет оценивать и сравнивать эффективность организационных решений, а также связывать её организационные параметры с результатами хозяйственной деятельности.

Hosted by uCoz