ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО МОДУЛЬНОЙ СХЕМЕ

ОБЗОР ОЧЕРЕДНОГО МОДУЛЯ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

ЛАБОРАТОРИЯ АНАЛИТИКА

Дополнительная информация к работе №…

Вопросы для повторения:

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ОРГПРОЕКТ КАК РЕЗУЛЬТАТ

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ

ОБЗОР 11-го МОДУЛЯ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

ЛАБОРАТОРИЯ АНАЛИТИКА

Дополнительная информация к работе № 11.2.

Вопросы для повторения

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ И МЕТОДОЛОГИЯ

СИСТЕМНОЙ КОМПОЗИЦИИ ПРОЕКТА

ОБЗОР 12-го МОДУЛЯ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

ЛАБОРАТОРИЯ АНАЛИТИКА

Дополнительная информация к работе №12

Вопросы для повторения

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МОДУЛЬНОЙ СХЕМЕ

Формирование специалиста невозможно без внутренне не противоречивых знаний, получаемых им в комплексе учебных дисциплин.

Организация учебного процесса и самостоятельной работы по модульной схеме, в связи с этим, объективно предусматривает последовательное изучение дисциплины от

1)               «системного модуля понятий и терминов (СМПТ)», т.е. исходных кирпичиков познания, через предметно ориентированные

2)               «учебные модули (УМ)», например, раскрывающие природу свойств и состояний изучаемого объекта: СЛОЖНОСТИ, НАДЕЖНОСТИ, РИТМИЧНОСТИ и т.п. На их основе формируются комбинированные

3)               «учебно-методические модули (УММ)», объединяющие ряд УМ в единую методологию, например, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ИСУ, до

4)               «тематических модулей (ТМ)», ориентированных на определенный процесс или его результат, например, ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПОРЯДОК ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Наконец, завершающей формой композиции учебного процесса становится

5)               «комплексный модуль (КМ)», характерный для той или иной специальности, раскрывающий связь субъекта и управляемого объекта или взаимодействие процесса и процессора (исполнителя) как элементов системы управления, а также

6)               «учебно-методический комплекс (УМК)» дисциплины, объединяющий ряд организационно-методических документов, нормализующих процесс изучения той или иной учебной дисциплины, например, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ, УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА, СОСТАВ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ГРАФИК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ И Т.П.

В каждом из указанных модулей предлагается пройти терминологические барьеры, закрепить понятийный механизм, ознакомиться с вопросами для обсуждения, войти в лабораторию аналитика, получить дополнительную информацию и решить практические задачи.

Изучение дисциплины в соответствии с учебной программой предусматривает разнообразные формы отработки умения, приобретения навыков самостоятельной аналитической работы и закрепления знаний как по материалам прочитанных лекций, так и специальных разделов, выносимых в качестве дополнительной информации для самообразования:

а) самостоятельная работа студентов по закреплению знаний прочитанной темы;

б) индивидуальная работа студентов исследовательского характера;

в) семинары-опросы для оперативного контроля результатов усвоения пройденного материала;

г) семинары-конференции с заслушиванием и обсуждением сообщений студентов по выбранным ими тематическим вопросам;

д) семинары-дискуссии по проблемам, лишь научно разработанным без широкого пока практического использования и предлагаемым в качестве дополнительной информации;

е) групповое обсуждение хозяйственных ситуаций, состояния производственных систем и организационного поведения функционеров, почерпнутых из производственной, предпринимательской, творчески-деловой и коммерческой жизни по материалам прессы и других информационных источников;

ж) коллективное обсуждение интересных или поучительных результатов индивидуально выполненных студенческих научно-исследовательских и поисковых работ.

Дополнительная информация (короткие специальные статьи)

 

Вопросы для повторения (3 – 5)

 
Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление знаний прочитанной темы (рис.1.) и может носить индивидуальный и групповой (аудиторный) характер в зависимости от содержания работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Структура самостоятельной работы по каждому модулю

ОБЗОР ОЧЕРЕДНОГО МОДУЛЯ

объединяет два раздела с целью закрепления ключевых понятий темы.

Раздел «Терминологические и понятийные барьеры» состоит из двух колонок. В левой колонке дан перечень ключевых понятий и терминов. В правой – определение понятий и терминов. Студенту предлагается подобрать к каждому термину из левой колонки определение, приведенное в правой колонке (в данном разделе ответы показаны в скобках):

1.      Экономика

2.      Экономическая система

3.      Факторы производства

(4) а) видимые и осязаемые предметы или услуги, представляющие определенную ценность и спрос

4.      Товары

5.      Рынок

(5) б) место, где встречаются продавцы и покупатели

 

(2) в) способ организации общества, отвечающий на вопросы, кто, что и как

(1) г) наука о том, как использовать ограниченные ресурсы для удовлетворения потребностей и желаний людей

(3) д) земля, труд, капитал и предпринимательство.

 

Раздел «Понятийный механизм» расширяет возможности смысловой связи понятий. Для развития и закрепления понятийного механизма предлагается найти наиболее подходящий вариант по ключевым понятиям. Например, (в данном разделе ответы помечены):

1.      Альтернативная стоимость – это стоимость товара или услуги, измеряемая:

а) бюро статистики труда;

б) индексом потребительских цен;

в) ценой покупаемого продукта;

ü         г) тем, чем надо пожертвовать для приобретения товара или услуги.

2.      Плата за пользование капиталом или прибыль от его использования называется:

а) рентой;

б) зарплатой;

ü         в) процентом;

   г) прибылью.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

как тематический план реферата, например,

1.      Системный подход в исследовании организаций. По каким принципиальным признакам его можно отличить? Какие категории систем и процесса системных исследований при этом могут использоваться? Какие специфические требования к информации предъявляются при системном подходе?

2.      Система параметров, характеризующих свойства и состояние исследуемой организации: управляющие, рабочие, организационные, пространственные, временные. Каков их состав и функциональная роль? По каким признакам классифицируются, группируются и что выражают организационные параметры? (эти вопросы могут использоваться в 1-й теме)

ЛАБОРАТОРИЯ АНАЛИТИКА

Работа №… Интерпретация кривой (кумуляты), характеризующей процесс достижения конечной цели: а) ориентация на ранние сроки свершения событий (а’- фактическая траектория функции управления по ранним срокам); б) ориентация на поздние сроки свершения событий (б’- фактическая траектория функции управления по поздним срокам)

 

Подпись: Контролируемые события                                                                                                              Т                                                                

 

 


6

 
                                          а-     - a 

                                                                                   б-   - б        

                

Интервалы времени достижения конечной цели

 
 

 

 


                       0      1      2       3       4      5       6      7       8       9     10     11    12

 

1.      Что характеризует каждая из представленных кумулятивных кривых достижения конечной цели? Что означает ритм? Как его можно определить в двумерном пространстве?

2.      Какой экономический смысл заложен в двух крайностях а  и б? Что при этом организация приобретает и чем она рискует? Как количественно выразить экономический эффект?

3.      В чем проявляется аритмия достижения конечной цели? Как она отображена графически?

4.      В каком соотношении должны находиться кривые а и а’ (или б и б), чтобы достижение конечной цели оказалось ритмичным? Какие из кривых определяются в процессе организации достижения цели, а какие – в процессе управления? Какова их связь с понятием оптимального управления (привести формулировку принципа Л.С. Понтрягина)?

5.      Каков логический смысл показателя ритмичности? Что значит ритмичное производство?

6.       Если системный подход означает неразрывность понятий процесса и процессора, то, как можно оценить организованность исполнителя, зная ритмичность выполняемых им процессов?

Дополнительная информация к работе №…

Альтернативная стоимость


Менеджеры организаций в последнее время все больше занимаются проблемами выбора в мире ограниченных ресурсов. Они вынуждены подготавливать и принимать решения о том, как лучше распорядиться своими ограниченными средствами или привлечь минимум заемных средств.

Если возможности ограничены, выбор также ограничен. Это означает, что решение осуществить свой проект, иметь совершенную технологию, передовую технику, прекрасно оборудованный офис и т.п. одновременно является решением отказаться от чего-то другого. Например, руководство организации решило приобрести импортный микроавтобус за счет экономии на расходах, связанных с приобретением и обновлением спецодежды рабочих. В этом примере появление в организации микроавтобуса стало результатом уменьшения закупок спецодежды рабочих.

Альтернативная стоимость при принятии любого решения – это стоимость наилучшего другого решения, которое приносится в жертву выбранному варианту. Когда требуется найти наилучшее (оптимальное) решение, нужно знать, какова его стоимость. Это в равной мере относится к решениям, связанным как с потреблением, так и с производством или вложением капитала.

Определяя стоимость, мы обычно вкладываем в это понятие денежную стоимость производства и реализации чего-либо, учитывая в лучшем случае эксплуатационные затраты. Однако альтернативная стоимость представляет собой гораздо более тонкий способ измерения экономического ущерба или добавленной стоимости. Если, например, для строительства торговых комплексов необходимо больше ресурсов (труда, стали, пластмассы, отделочных материалов и т.п.), то производство другой товарной продукции (например, жилых домов), требующее тех же ресурсов, должно быть уменьшено. Если на создание торгового места уходит столько же средств, сколько на строительство 50 м2 жилой площади, то альтернативная стоимость торгового места равна 50 м2 жилой площади. Имеет смысл оценивать стоимость торговых мест с помощью того, от чего мы отказываемся ради их создания. Это касается категории затрат. Но затраты делаются ради результатов. Требуется сравнить отдачу торгового места и эффект реализации по коммерческим ценам эквивалентной жилой площади, чтобы выбрать целесообразный вариант.

В рыночной экономике понятия «денежная стоимость» и «альтернативная стоимость» тесно связаны между собой. Обычно товар, имеющий высокую альтернативную стоимость, обладает также и высокой денежной стоимостью. Это обусловлено тем, что цена – это социально-экономическое средство распределения ресурсов между конкурирующими пользователями.

Сравним затраты, которые несет общество при подготовке специалиста с высшим образованием для того, чтобы такой специалист после окончания вуза уехал за границу и там, ради высокой зарплаты, реализовал свой творческий потенциал, накопленный в нашей стране. Стоимости одного образования не достаточно. Молодой специалист за годы трудовой деятельности должен был создать свою долю конечного продукта, принести обществу часть ВВП, определяющую величину альтернативной стоимости. Так что его выезд правительство может допустить лишь при условии полной компенсации общественных издержек, т. е. стоимости его совокупного образования  и альтернативной стоимости. Это законное в рыночных условиях требование жизни.

Другой пример иллюстрирует альтернативную стоимость риска. Предположим, что некая организация решила реализовать план строительства сооружения с ориентацией (б) на поздние сроки (см. предыдущий рисунок), так как более надежный вариант (а) сопряжен с дополнительным отвлечением в незавершенное производство значительных средств. Рискуя несвоевременно ввести объект в эксплуатацию, заплатить штраф в соответствии с условиями контракта и возместить ущерб от потери производства на время отсрочки ввода объекта в эксплуатацию, организация должна также учесть то, от чего можно было бы избавиться по варианту (а) с учетом альтернативной стоимости незавершенного строительного производства. Сравнение отрицательного эффекта и традиционной цены риска позволит выбрать верный вариант.


Вопросы для повторения:



1. Что такое альтернативная стоимость?

2. Что стало альтернативной стоимостью Вашей последней крупной покупки?

3. Что было альтернативной стоимостью Вашего решения провести летом время так, как Вам захотелось?

4. Что является альтернативной стоимостью решения о поступлении в институт на дневной факультет после окончания техникума при возможности начать работать сразу, но с меньшим окладом?

5. Как определить альтернативную стоимость цены риска с переходом от варианта, ориентированного на поздние сроки строительства к варианту с ориентацией на ранние сроки свершения событий?

Индивидуальная работа студентов исследовательского характера сводится к выбору ключевых контрольных вопросов тематического плана (или к получению индивидуального задания по НИРС), обработке литературных источников и составлению реферата по выбранному предмету исследования в соответствии с традиционной структурой НИРС:

1.      Суть хозяйственной и научной проблемы.

2.      Актуальность решаемых вопросов.

3.      Цель исследования.

4.      Состав первоочередных задач научной проблемы.

5.      База исследования.

6.      Выбранные методы и модели решения поставленных задач и проблемы в целом.

7.      Назначение и возможности выбранного метода.

8.      Область применения.

9.      Расчетная формула.

10.  Исходные данные, аксиомы, постулаты.

11.  Иллюстративный, аргументированный пример.

12.  Алгоритм решения.

13.  Выводы и рекомендации (аргументация результатов работы).

14.  Список основной используемой литературы (вспомогательная – дается в сносках).

Семинары-опросы для оперативного контроля результатов усвоения пройденного материала сводятся преимущественно к работе по отклонениям. С возвращением самостоятельных работ, систематически выполняемых студентами при закреплении очередной порции знаний, снимаются общие и частные вопросы, вносится ясность в технологию выполнения самостоятельной работы, уточняется достоверность конспекта и корректируется  изучаемый материал. Семинары могут завершаться иллюстративным примером из житейской и производственной практики.

Семинары-конференции с заслушиванием и обсуждением сообщений студентов по выбранным ими тематическим вопросам проводятся в форме недели науки, студенческих конференций и семинаров молодых ученых. Начинаются с групповых семинарских занятий для отбора лучших работ и заканчиваются работой секций в дни проведения научных семинаров и конференций.

Семинары-дискуссии по проблемам, предлагаемым в качестве дополнительной информации, проводятся по согласованию с группой студентов, с учетом их интересов и предложений.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ОРГПРОЕКТ КАК РЕЗУЛЬТАТ

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ

 

ОБЗОР 11-го ТЕМАТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ

Терминологические и понятийные барьеры: подберите к каждому термину левой колонки определение из правой колонки.

  1. Техническое задание
  2. Организационный проект
  3. Экспресс-дагностика

а) мгновенный взгляд на ситуацию в организации с целью выявления наиболее важных и сложных организационно-экономических проблем;

б) результат диагностического анализа в форме методических рекомендаций для организационного решения проблем;

в) результат организационного решения проблем в форме набора определенных организационных документов.

Развитие понятийного механизма: найдите наиболее подходящий вариант определения.

1.      Введение в ТЗ:

а) краткое вступление и определение сути решаемых вопросов с обоснованием актуальности, выбранных методов, базы аналитической работы и т.п.;

б) краткое описание результатов исследования;

в) краткое изложение выводов и рекомендаций.

2.      Общие положения ТЗ:

а) набор нормативных документов;

б) цель, исходные посылки, состав оргдокументов и порядок их согласования;

в) характеристика объекта исследования.

            3. Характеристика объекта исследования:

                а) определение функциональной роли и целевого назначения структурных подразделений, формы разделения труда, внешнее дополнение, функциональное описание процессов и т.п.;

                  б) оценка важнейших организационных параметров, перечень исходных данных;                               

                в)     организация работ по исследованию объекта.    

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1.      Основание для подготовки технического задания.

2.      Состав требований, предъявляемых к разработке оргпроекта.

3.      Анализ организационных свойств и состояний, характерных для различных структурных отображений исследуемой системы.

ЛАБОРАТОРИЯ АНАЛИТИКА

Работа 11.1.  Определить состав и представить графически шаблоны организационных документов для описания рабочего места менеджера организации.

Работа 11.2. Найти рациональную форму отображения организации работ по анализу и регламентации управленческой деятельности.

Работа 11.3. Обосновать состав приложений к ТЗ на проектирование:

          а) рабочего места менеджера, занятого маркетинговыми исследованиями;

          б) рабочего места менеджера, занятого управлением запасами материальных ресурсов;

          в) функционального отдела или службы, занятых внутрифирменным планированием.

Дополнительная информация к работе № 11.2.

Организация работ по анализу и регламентации управленческой деятельности


            Любая деятельность нуждается в организации. Процесс организации не является исключением.

 Российское законодательство находится на пути создания необходимой базы документов и для стандартизации системы управления предприятием. Так, ГОСТы Российской Федерации Р1.4-92 и Р1.0-92 “Стандарты предприятия. Общие положения” наделяют правом научно-технические, инженерные и другие объединения создавать и утверждать свои стандарты. Формы таких стандартов приводятся в ГОСТ Р1.5-92. Разумеется дело не в формах, а в методологии, отборе объектов (циклично повторяемых операций) и в содержании их стандартов, ибо даже частичная стандартизация элементов управленческой деятельности позволяет:

ü            регламентировать выполнение функций организации и управления по их содержанию и времени;

ü            использовать наилучшие организационно-технологические нормали управления;

ü            исключать дублирование и неохваченные операции в жизненном цикле создания конечных продуктов;

ü            снижать непроизводительные затраты, потери труда и времени;

ü            обеспечивать совместные согласованные действия производительных сил;

ü            обобщать и объективно оценивать отечественный и зарубежный опыт управленческой деятельности.

Стандартизация обогащает аудиторскую деятельность достоверной информацией. Поэтому с обобщением принципов построения, общих положений о структуре и содержании международного стандарта решение проблем стандартизации управленческой деятельности становится реальным. С достижением теории организации и управления в области капитального строительства (субординацией и классификацией предметов управления) новых понятий многие операции управленческой деятельности становятся соизмеримыми и сопоставимыми. С учетом системного подхода к аудиторской деятельности, объективно выстраивается, на наш взгляд, следующая схема и порядок стандартизации в системе управления строительством:

1.                     Дается классификация объектов исследования и предметов управления по уровню их абстрагирования и формам собственности;

2.                     Обобщаются циклично повторяемые технологические процессы на рассматриваемом иерархическом уровне руководства;

3.                     Определяется в каждом агрегированном процессе состав производственно-технологических функций на первичном иерархическом уровне управления производством работ;

4.                     Обобщается характер деятельности распорядительных органов управления первичными трудовыми коллективами с определением их производственно-хозяйственных функций;

5.                     Обобщается содержание деятельности руководящих органов объекта исследования на остальных иерархических уровнях руководства с определением состава их административно-хозяйственных функций;

6.                     Обобщается состав и содержание коммуникаций взаимосвязи и взаимодействия исследуемого объекта с внешней средой, определяется система его управляющих, рабочих, организационных, пространственных и временных параметров, описывающих организационные свойства и состояния исследуемого объекта.

Таким образом, организация анализа и регламентации управленческой деятельности обязательно включает: этапы, состав исполнителей и ответственные лица, сроки исполнения, состав и форма промежуточных и конечных результатов.


Вопросы для повторения

1.      Основание для регламентации управленческой деятельности.

2.      Эффект стандартизации управленческой деятельности.

3.      Порядок стандартизации.

4.      Элементы обязательного контроля анализа и регламентации управленческой деятельности.

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ И МЕТОДОЛОГИЯ

СИСТЕМНОЙ КОМПОЗИЦИИ ПРОЕКТА

ОБЗОР 12-го УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО МОДУЛЯ

            Терминологические и понятийные барьеры: подберите к каждому термину левой колонки определение из правой колонки.

1. Предмет оргпроектирования

2. Основание для оргпроекта

3. Методы оргпроектирования

4. Промежуточные продукты оргпроекта

а) метод аналогий; метод структуризации целей; экспертно-аналитический метод; расчетно-аналитические методы организационного моделирования с количественной оценкой свойств и состояний проектируемых объектов;

б) прогноз потребностей и возможностей их удовлетворения; конечная цель или дерево целей; модели приемлемых способов достижения  локальных и конечной цели; ТЭО вариантов достижения конечной цели; проект целесообразного и конкурентоспособного решения; комплект согласований и замечаний;

в) всё то, что служит предметом диагностики: необходимые свойства, состояния, условия и результаты функционирования систем управления, их подсистем и элементов;

г) результаты экспресс-диагностики в форме технического задания.

Развитие понятийного механизма: найдите наиболее подходящий вариант определения.

1.      Стадии оргпроектирования:

а) подготовка ТЗ; организация идей, вещей и людей, а также их взаимосвязи и взаимодействия; оформление организационного решения;

б) разработка стратегии; план-задание; формирование политики деятельности; оформление чертежей;

в) осознание потребностей; прогнозирование; формулировка целей; проект решения;           

2.      Этапы оргпроектирования:

а) осознание проблемы; поиск лучших средств решения; выбор оптимального варианта; принятие решения;

б) составление программы; комплектование; сплочение, объединение, убеждение;

в) производственное планирование, подбор и расстановка кадров; комплектование;

3.      Способы и методы оргпроектирования – это:

а) изыскание и подготовка исходных данных; составление идеальной параметрической модели с учетом  реальных условий; составление функциональной структуры проектируемой системы; классификация  производственных функций, структуризация управленческих работ; компоновка и композиция иерархии морфологических единиц;

б) подготовка программы действий; экспертная оценка решений; ТЭО вариантов;

в) аналитические, графические, психологические, социальные, административные.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1.      Цель и задачи организационного проектирования.

2.      Аспекты структурного отображения проектируемой системы.

3.      Проблемы проектирования диспетчерской службы.

4.      Роль ООТНУ и КОТНУ в организационном проектировании.

5.      Проблемы автоматизации организационного проектирования

ЛАБОРАТОРИЯ АНАЛИТИКА

Работа 12.1.

Смоделировать материальные управляемые потоки производства:

1)      производство продукта с технологическим перерывом и повторной обработкой его на том же рабочем месте;

2)      производство продукта с контролем качества и исправлением брака на том же рабочем месте;

3)      сортировка изделий на складе по 3 типоразмерам.

Работа 12.2.

Прочитать графические модели управляемых потоков и объяснить, какие обобщенные технологические процессы они отображают:

1)

2)

3)

4)

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 


Работа 12.3.

Шифр работ

Частота

Кол-во объектов

Оптим.

Оценка

Пессим.

Оценка

52408270101

12

10

6

18

52408270102

54

12

12

36

52408270103

2

10

22

48

                Как на данном фрагменте КУР определить:

1)      объем управленческих работ;

2)      трудозатраты на одну работу (при β-распределения и отрицательной асимметрии);

3)      продолжительность работы в днях;

4)      общую трудоемкость;

5)      интенсивность управленческих работ;

6)      численность необходимых сотрудников.

При этом среднюю продолжительность рабочего дня рекомендуется принять в 8.25 час., годовой бюджет рабочего времени сотрудника – 1900¸2000 час., число реальных рабочих дней в году – 230.

Дополнительная информация к работе №12

Резервирование проектируемых систем

Одним из основных методов повышения надежности технических систем является резервирование. Метод резервирования состоит в том, что к функционирующим элементам системы присоединяют один или несколько резервных элементов, которые по мере возникновения отказов включаются и выполняют функции отказавших элементов. При этом можно резервировать отдельные элементы системы, входящие в нее блоки либо всю систему в целом.

В отличие от технических систем надежность функционирования производственной системы зависит не только от качества работы самих элементов, но и от характера, содержания и надежности функциональных связей между ними (ритмичности потоков материально-тех­нических ресурсов, оперативности в передаче управляющих сигналов и сообщений, качества обработки входящей и выходящей информации, функциональных обязанностей и т.п.). Поэтому для достижения и систематического поддержания желаемой надежности функционирования производственной системы в процессе организационного проектирования необходимо обеспечивать работоспособность ее элементов и блоков посредством реализации комплекса мероприятий:

стабилизации потоков материально-технических ресурсов путем создания оптимальных запасов основных материалов, деталей и кон­струкций (на складах поставщиков, комплектующих организаций или стройплощадках);

комбинирования возможностей элементов осуществлять ряд смежных производственных функций (создание комплексных бригад и приобре­тение рабочими смежных профессий; использование универсальных рабочих машин и механизмов, укомплектованных сменным оборудовани­ем для производства незначительных по объему работ; функциональные обязанности в чрезвычайных, нестандартных ситуациях и т.д.);

повышения надежности технических устройств, машин и механиз­мов;

создания компенсаторных производственных мощностей, посред­ством сочетания основного строительного производства с производ­ством капитальных ремонтов, например, дорог, зданий, сооружений для компенсации колебаний в спросе на трудовые ресурсы;

выбора оптимальных "буферных" объемов незавершенного продук­та; буферные объемы возникают в перерывах между работой на очередной захватке смежных специализированных потоков блока основного производства;

создания надежной оперативной системы связи.

Технологические процессы в строительстве сложны и состоят из множества разнообразных по сложности рабочих операций. Техноло­гическая взаимосвязь отдельных строительных операций в пределах одного и того же производственного процесса является объективным условием объединения рабочих, выполняющих эти операции, в звенья и бригады. Следовательно, первичными управляемыми элементами про­изводственных систем, исходными ячейками трудовых коллективов в строительном производстве являются комплексные или специализиро­ванные звенья, бригады и потоки, отличающиеся относительно по­стоянным количественным и квалификационным составом трудящихся.

В зависимости от конкретной формы разделения труда и степени специализации производства каждое строительное звено, бригада, или поток блока основного производства заняты на выполнении опре­деленных видов работ или строительно-монтажных процессов. Однако все они, как правило, являются носителями отношений технического и технологического разделения труда (потребителями услуг вспомо­гательного и обслуживающего производства, управляющих сигналов и сообщений, потока заявок на производство работ).

В силу высокой материалоемкости строительного производства одним из действенных мероприятий, обеспечивающих надежность функ­ционирования производственной системы, является стабилизация материальных потоков. Вероятностный характер строительного произ­водства определяет и соответствующий характер потребления мате­риально-технических ресурсов, Так, даже при выполнении одного вида работ (например, кирпичной кладки) спрос на потребляемые материально-технические ресурсы в равные интервалы времени колеб­лется.

Причиной тому служат, во-первых, различная материало-энерго-и  фондоемкость работ (первый день бригада занята, например возведением капитальных стен, на второй - перегородок, на третий - монтирует сборные железобетонные плиты покрытия); во-вторых, раз­личная интенсивность производства работ из-за разнообразия климатических условий, изменения времен года, сложности объектов; в-­третьих, непостоянство качества, продукции при выполнении работ, предшествующих данному процессу, допущение брака самими испол­нителями, а также непостоянство качества материалов, сырья и полуфабрикатов, получаемых с заводов-поставщиков.

Случайные явления воздействуют и на сроки поставок ресурсов. Нарушение ритма поставок материально-технических ресурсов, как показывает практика хозяйственной деятельности, происходит из-за несвоевременного оформления и выдачи заказов; отсутствия потреб­ного количества транспортных средств; наличия сбоев в работе транспорта (задержки при погрузке, на железнодорожных переездах, по­ломки в пути и т.п.); дезорганизующего воздействия климатических условий (распутица, гололед, снежные заносы и т.п.); временной потери платежеспособности строительной организации; нарушения производственного ритма на технологических линиях заводов-поставщи­ков и поэтому невыполнение договорных условий поставок и др.

Колебания спроса на потребляемые ресурсы и относительно низкая надежность обеспечения ими производства вызывает потреб­ность в стабилизации потоков материально-технических ресурсов посредством создания соответствующих запасов -  текущего и страхового.

Создание и хранение чрезмерных запасов сопряжено с большими затратами. Ежегодная сумма этих затрат колеблется в пределах 25-30% от стоимости самих запасов. В свою очередь неудовлетворение спроса на ресурсы вызывает потери прибыли, связанные с отказами производственной системы или ее элементов из-за перебоев в мате­риально-техническом снабжении. Возникают также дополнительные издержки, обусловленные ускорением доставки отгружаемых и поступающих ре­сурсов, а также передислокацией ресурсов.

Потери прибыли пропорциональны объему неудовлетворенного спроса на материально-технические ресурсы. Таким образом, наличие больших запасов материально-технических ресурсов сокращает потери прибыли, вызываемые дефицитом ресурсов, но в то же время сопряжено с увеличением размеров оборотных средств, затрат на хранение и управление запасами. В целях повышения надежности функционирования производственной системы возникает задача не только обеспечить требуемые показатели надежности, но и достичь этого ценой наимень­ших издержек производства. Иначе говоря, встает вопрос о наилуч­шем резервировании производственной системы путем создания оптимальных запасов материально-технических ресурсов.

При существующей системе документального учета не всегда удается использовать все элементы затрат. Поэтому без нарушения корректности оптимизации запасов практически можно ограничиться учетом лишь важнейших групп затрат: потерь от избытка (плата за оборотные средства, затраты на хранение) и дефицита единицы ресурса (потерь прибыли, вызываемых изменением производительности труда).

Конечная цель стабилизации потоков материально-технических ресурсов состоит в том, чтобы довести общую сумму ежегодных затрат на содержание запасов до минимума при условии обеспечения ритмич­ного производства.

Вопросы для повторения

1.      Что является основанием для проектирования функциональной структуры создаваемой или совершенствуемой системы?

2.      Какой вид разделения труда отображается функциональной структурой управляемого объекта?

3.      Какова основа структуризации управленческих работ, как образуется их название?

4.      Какова роль в организационном проектировании ООТНУ и КОТНУ?

5.      Какова последовательность составления карты управленческих работ и что служит при этом объективной основой специализации должностей?

6.      Как запроектировать хозяйственный механизм управления процессом производства?

7.      Какова основа для композиции и отображения морфологической структуры создаваемой системы?

 

       

 

 

 

 

 

                                                                                               

Hosted by uCoz