ЮНИTИ-ДАНА - Страница редактора
Учебник для вузов
А.Ф.
Баранников
Учебная дисциплина "Теория организации"
предусмотрена Государственным образовательным стандартом высшего
профессионального образования по специальности "Менеджмент
организации". Профессор А.Ф. Баранников стоял у истоков этого новшества.
Он разработал собственную концепцию определения сущности организации,
опубликованную еще в 1976 г. в монографии "Организация управляемых производственных
систем в строительстве", поэтому его подход к изложению в книге теоретических
основ менеджмента вызывает особый интерес, так как он диаметрально противоположен
существующим представлениям об организации и управлении, доставшимся нам в
условиях полярных мнений ученых. Выводы автора значительно отличаются от
существующих крайностей в определениях и построены, прежде всего, на поиске
объективных основ доказательств, лишенных внутренних и внешних противоречий.
Отличие данного учебника от известных аналогичных работ — в
предварительном изучении процесса организации, а не его продукта — организации,
определенным образом зарегистрированной и принявшей правовую форму юридического
лица.
В качестве объективной основы для понимания сущности
процесса организации и соотношения его с процессом управления проф. А.Ф.
Баранников выбирает умственный труд как сознательную, целесообразную
человеческую деятельность, в которой только и могут проявляться эти процессы по
мере замысла и реализации замысла человека.
Лейтмотивом книги стали методы определения достоверных
организационных решений, обоснования надежности, организованности, целостности
систем, их конкурентоспособности, гибкости, адаптивности к непрерывно
изменяющимся условиям рыночной среды, а также связь организационных параметров
и показателей хозяйственной деятельности организаций. Это повышает не только
научно-методический, но и предпринимательский интерес к книге, делает ее
практически значимой и востребованной в учебном, деловом и научном мире.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ КОНТАКТА С ИЗДАТЕЛЬСТВОМ:
123298,
Москва, ул. Ирины Левченко, 1
Тел.: (095) 194-00-15.
Тел./факс: (095) 194-0014 www.unity-dana.ru E-mail: unity@unity-dana.ru
А.Ф. Баранников
ТЕОРИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ
Рекомендовано
Министерством образования
Российской Федерации
в качестве учебника для студентов
высших
учебных заведений,
обучающихся по специальности
061100 «Менеджмент организации»
Рекомендовано Учебно-методическим центром
«Профессиональный учебник» в качестве учебника
для
студентов вузов, обучающихся по специальности
061100 «Менеджмент организации»
Ю
Н И Т И
U N I T Y
Москва – 2004
УДК 061(075.8)
ББК 60.55я73
Б24
Р е ц е н з е н т ы:
д-р экон. наук, проф. В.С. Ефремов
(зав. кафедрой международного бизнеса ИМБ ГУУ);
канд. физ-мат. наук, доцент Г.И. Калиногорская
(Кафедра высшей математики МГСУ);
д-р социол. наук, проф. Ю.Д. Красовский
(Институт социологии и управления персоналом ГУУ);
Заслуженный строитель РФ М.И. Цыбулько (ЗАО «АРИУС-2»)
канд. техн. наук, доцент Э.А. Смирнов
(Член-корреспондент Международной академии информатизации при ООН)
Баранников А.Ф. Теория организации. Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 700 с.
Процесс организации как функция сознательной
целесообразной человеческой деятельности и его продукт – организационная
система – раскрываются в учебнике с принципиально новых теоретических и
методологических позиций, с количественной оценки организационных свойств,
состояний и поведения организационных систем. Иллюстрируется на примере хозяйственных
и производственных систем.
Теория организации –
это монографический учебник, составленный по модульной схеме, в которой даются
ответы не только на вопросы: «кто?», «что?», «где?», «когда?» и «сколько в
результате?», но и «как?», «каким образом?», «почему так, а не иначе?» и «что
будет, если делать иначе?». Все разделы учебника предваряются формулировками
проблемы и завершаются тестовыми заданиями. Каждая глава в них начинается с
постановки цели и задач для её достижения, а заканчивается контрольными
вопросами и ключевыми словами. Учебник завершается словарем понятий и терминов.
Прикладным приложением к учебнику являются исходные данные для восьми
самостоятельных работ (по 30 вариантов) и образцы их выполнения.
Для студентов вузов, обучающихся по
специальности «Менеджмент организации», аспирантов и преподавателей, а также
для экономистов, научных работников в области менеджмента, системных аналитиков,
менеджеров, предпринимателей, аудиторов и консультантов.
ББК 60.55я73
ISBN 5-238-00695-0
[Коммерческий
отдел издательства: (095) 195-90-36 e-mail: unity@unity-dana.ru Факс: (095)
194-00-14]
© Баранников А.Ф.,
2004
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И ЕЁ
Глава 1. Мотивация деятельности
Глава 2. Характер, содержание и
результативность умственной деятельности
Глава 3. Разделение труда и формы
его проявления
Тестовые задания для оценки качества
освоения раздела I
РАЗДЕЛ II. ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ
Глава 4. Сущность и соотношение
процессов организации и управления
Глава 5. Сущность и соотношение
процессов самоорганизации и самоуправления
Глава 6. Принципы сознательной,
целесообразной деятельности
Тестовые задания для оценки качества
освоения раздела II
РАЗДЕЛ III. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА
ОРГАНИЗАЦИИ
Глава 7. Операции процесса
организации
Глава 8. Способы процесса
организации
Глава 9. Механизм процесса организации
Тестовые задания для оценки качества
освоения раздела III
РАЗДЕЛ IV. ПРОДУКТ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ -
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Глава 10. Формализованное описание
организационных систем
Глава 11. Организация хозяйственных
систем
Глава 12. Организация
производственных систем
Тестовые задания для оценки качества
освоения раздела IV
РАЗДЕЛ V. СВОЙСТВА, СОСТОЯНИЯ И ПОВЕДЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Глава 14. Аудит и контроллинг
поведения организации
Тестовые задания для оценки качества
освоения раздела V
РАЗДЕЛ VI. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Глава 15. Предмет и методы
организационного проектирования
Глава 16. Проектирование должностей
и служб аппарата управления
Глава 17. Эффективность
организационных решений
Тестовые задания для оценки качества
освоения раздела VI
Во все времена люди стремились удовлетворять свои
потребности ценой наименьших затрат энергии и времени. Однако удавалось
достигать желанных целей лишь тем, кто предварительно пытался тщательно
организовать свои усилия. Каждый по-своему понимал содержание подготовительной
работы. Чаще всего организаторская работа строилась на субъективных представлениях
или опыте своих предков. Все это приводило к расточительному расходованию человеческих
сил, энергии, сырьевых ресурсов и времени.
Чем меньше у людей оставалось такого рода ресурсов, тем настоятельнее
и острее возникала проблема обобщения и закрепления человеческого опыта. Но и
тогда, когда организационный фактор принимался в расчет, оставалось неясным то,
каким образом лучше его материализовать. Организаторская работа строилась не на
объективных закономерностях ее формирования и реализации, а чаще в меру
искусства и таланта исполнителей.
Отличие данного учебника от известных аналогичных работ в
предварительном изучении процесса организации, а не его продукта
– организации, определенным образом зарегистрированной и принявшей правовую
форму юридического лица.
Каково содержание организаторской деятельности?
Какие операции процесса организации позволяют
осознать потребность в исходной информации, сформулировать конечную цель и ряд
локальных, промежуточных, взаимосвязанных целей и задач, обеспечивающих их
достижение?
Какими способами удается организовать не только
идеи, но и определить необходимые для этого материальные и людские ресурсы,
организовать самих людей?
Как на стадии замысла можно связать идеи, вещи и людей для
совместных согласованных действий в реальном времени и пространстве? Ведь без
этой связки дорогостоящий проект, воплощающий замысел, может так и не
осуществиться. Наконец, каким образом организовать управляемое и управляющее устройства,
посредством которых можно было бы управлять процессом достижения
задуманного?
Лишь разобравшись в этих первоосновах сознательной,
целесообразной человеческой деятельности, можно приступать к изучению
организационного поведения созданного на стадии процесса организации его продукта,
т.е. материализованного объекта управления (организации).
Структура учебника, набор иллюстраций, а также связь
теоретического и прикладного материалов, логически обусловлены организацией
учебного процесса по данной дисциплине. При этом акцент делается на более
результативный процесс самообучения и выполнение самостоятельных работ, т.е.
приобретение навыков использования организационного инструментария в работе
менеджера.
Практическое применение теоретических положений –
закономерностей формирования и развития сознательной, целесообразной
человеческой деятельности и сформулированных на этой основе законов, принципов,
способов, методов и приемов организаторской деятельности позволяет
повысить степень обоснованности принимаемых решений, полнее и рачительнее использовать
при этом ограниченные ресурсы. Это особенно важно и ценно при осуществлении
крупномасштабных проектов, выработке и реализации инвестиционных программ,
имеющих долговременные экономические и социальные последствия. Но еще важнее,
оказывается, грамотная организация своей повседневной жизни, так как от этого
зависит самочувствие и житейское состояние, как самого человека, так и его
окружающих.
Теория организации как учебная дисциплина стала изучаться
сравнительно недавно. Овладение основами теории организации позволяет увидеть
проблему через призму не только общечеловеческого опыта, но и организационных
отношений, характерных для эффективного развития того или иного дела, структурного,
органического соотношения частей в целом. Содержание теории организации
сравнимо с космосом, в котором постоянно происходят метаморфозы времени,
энергии и пространства, обеспечивая в каждый момент динамическое равновесие между
его частностями и общим состоянием, а также соблюдая строгую взаимосвязь и
взаимодействие его структурных элементов в целом. Эта дисциплина –
проникновение в тайны разума. Оказывается, она в равной мере полезна как
рядовому менеджеру, так и руководителю любого ранга. Особенно она выгодна
молодым предпринимателям, начинающим свое дело в бизнесе и предпринимательстве.
Изучение теории организации целесообразно вести после того,
как студенты приобретут необходимые знания в области технических, экономических
и правовых производственных отношений. В этом случае исключается дублирование
материала на разъяснение функциональной структуры организуемого дела, поскольку
этот материал становится для них предметом организации, знакомым и понятным из
ряда дисциплин: философии, социологии, экономики, права, статистики, бухучета, информатики,
технологии производства и др.
Методология подачи материала и последовательность изложения
тем в учебнике даны таким образом, чтобы показать эволюцию формирования
сознательной, целесообразной человеческой деятельности и практическую
значимость используемых при этом теоретических положений. Это делается
искусственно, чтобы отразить связь теории организации через ее этапы и способы
с предметом конкретной человеческой деятельности и другими учебными дисциплинами,
например, организацией производства, исследованием систем управления и т.п.
Такой подход к структуризации учебника и организации
учебного процесса по данной дисциплине позволяет эффективнее построить
семинарские занятия и самостоятельную работу студентов. По вопросам, не
вошедшим в основной материал учебника, преподаватель ("семинарист")
имеет возможность по тестовым заданиям и ключевым словам подвести студентов к самостоятельному
осмыслению и более углубленному пониманию выбранной темы.
Теорию организации предлагается изучать так, как если бы
самому студенту пришлось нечто организовать, выбрав для этого наилучший
способ. А затем оценить результат своей организаторской деятельности,
рассматривая ее продукт как организационную систему с соответствующими
параметрами, свойствами и состоянием. Это позволяет поэтапно пробуждать у
молодых специалистов логику системной аналитики, навыки организаторского
мышления и умение практически организовать сначала простые, а затем все более
сложные дела.
Такая организация учебного процесса позволяет видеть и анализировать
первопричины успехов и неудач, синтезировать разрозненно полученные из
различных дисциплин знания в целостные образования, ибо природа и любое дело не
знают нашего разделения на науки. Наконец, в жизни каждого молодого специалиста
наступает момент комбинирования и композиции различных знаний в единый
организуемый образ. Данная наука приближает этот момент и помогает студентам в
формировании навыков разработки системных концепций, выявления организационных
резервов и постановки конкретного дела.
Отличие данного учебника не только в примате процесса
организации над его продуктом – организационной системой, но и в количественной
оценке организационных свойств и состояний, во взаимосвязи с результатами
хозяйственной деятельности (поведения) организации.
Учебник подготовлен в соответствии с программой дисциплины «Теория организации», написанной в соавторстве с д.э.н., проф. Я.В. Радченко и д.э.н., проф. М.Л. Разу, с расчётом на изучение дисциплины в следующих формах:
-
лекции, индивидуальные и
групповые консультации;
-
самостоятельные работы
студентов по закреплению знаний прочитанной темы или наиболее ёмкого учебного
модуля и его практической значимости;
-
индивидуальные работы
студентов исследовательского характера;
-
семинары-опросы для
оперативного контроля результатов усвоения пройденного материала;
-
семинары-конференции с
заслушиванием и обсуждением сообщений студентов по выбранным ими тематическим
вопросам;
-
семинары-дискуссии по
проблемам, недостаточно научно разработанным;
-
групповое обсуждение
ситуаций, почерпнутых из производственной, деловой и коммерческой жизни по
материалам прессы и других информационных источников;
-
коллективные обсуждения
интересных или поучительных результатов индивидуально выполненных студенческих
работ.
Для промежуточного подведения итогов усвоения учебного
материала и оценки уровня знаний целесообразно в середине семестра выполнение контрольной
работы. В ходе ее проведения каждому студенту предлагается письменно
осветить два вопроса в течение одного аудиторного занятия. Рекомендуемый состав
контрольных вопросов предусмотрен после каждой главы, а тестовые задания –
после каждого раздела.
По завершении изучения дисциплины «Теория организации», в
конце семестра, проводится в соответствии с учебным планом проверка готовности
студентов к самостоятельной работе посредством зачета. Основанием для зачета
является наличие конспекта лекций, комплекта самостоятельных работ (Приложения
1-8), знание их функционального назначения и принадлежности в качестве
технологического приложения к той или иной теме изучаемой дисциплины.
Самостоятельные работы объединены в комплекс прикладных задач,
ориентированных на определенную тематику курса. Каждая задача имеет 30
вариантов исходных данных. Номер варианта соответствует списочному номеру
студента в административном журнале и сохраняется для всех задач самостоятельной
работы.
Комплект самостоятельных прикладных работ имеет следующие темы:
1. Определение целостности организационной системы на
примере условно замкнутого экономического региона с разнообразным набором
производственных предприятий и бюджетных организаций. Требуется определить
организационно-экономические параметры макромодели, обеспечивающие динамическое
равновесие рыночных отношений в условно замкнутом регионе. В их числе:
-
годовой объем производства;
-
структура производственного капитала (органическое
строение) на старте производства;
-
средняя норма прибавочного рабочего времени;
-
изменение массы совокупного продукта с ростом
производительной силы труда на 6 % и новое органическое строение капитала;
-
система допустимых льготных тарифов (торговых скидок и
наценок).
2. Распределение добавленной стоимости между
товаровладельцем (товаропроизводителем) и бюджетом относительно объема партии
реализуемого товара, заданной и рассчитанной в предыдущей задаче нормы
прибавочного рабочего времени и уровня материальных затрат в %.
3. Определение структурного соотношения факторов производства
по предложенным хозяйственным ситуациям с оценкой организационных и
экономических результатов управленческой деятельности предприятия. Дать оценку
также сложившемуся воспроизводственному балансу предприятия и тенденций
структурных изменений в результате хозяйственной деятельности.
4. Определение бюджета службы маркетинговых исследований с
оценкой результатов её деятельности:
-
рентабельности акционерного капитала;
-
чистой прибыли на 1 акцию;
-
дивидендов на 1 акцию;
-
дохода (цены) 1 акции.
5. Определение минимального по сложности варианта структурной
реорганизации системы управления.
6. Определение уровня концентрации средств труда, средств
производства и процесса производства.
7. Определение наиболее вероятной численности диспетчерской
службы с расчетом априорной и
наиболее вероятной структуры состояний исследуемой организации в нормализованном
режиме, в рабочем состоянии и в состоянии отказа.
8. Определение организационных параметров реального
состояния предприятия и построение на их основе соответствующего
параметрического контура с оценкой возможного повышения эффективности системы
управления организацией.
Знание теоретических вопросов и умение использовать их для
решения практических задач выявляются, как правило, на экзаменах. Образец
экзаменационных вопросов и задач приводится в Приложении 10.
Проблема: определить объективную основу для понимания сущности организаторской деятельности человека.
Цель: раскрыть динамическую структуру мотивации человеческой деятельности.
Задачи: 1) показать исходные определители деятельности – потребности и возможности; 2) раскрыть механизм формирования интереса как активизирующего и движущего фактора деятельности; 3) определить ключевую роль сознания в формировании деятельности человека и его продукта; 4) объяснить природу появления желания, умения и опыта как слагаемых успешной работы; 5) оценить роль социума, совместимости, сплоченности и адаптивности членов коллектива для обеспечения совместных согласованных действий.
Контрольные вопросы
1.
Что относится
к мотивам человеческой деятельности?
2.
Каковы
структурообразующие факторы человеческой деятельности?
3.
Что означает
потребность, и в каких формах она проявляется?
4.
Что служит
основной побудительной силой мыслительной деятельности?
5.
Что
понимается под инстинктами и какова их природа?
6.
Природа
разделения потребностей на первичные и вторичные?
7.
Каковы
основные группы потребностей?
8.
Каковы
метаморфозы мотивации деятельности человека, и в каких формах они проявляются?
9.
Что
понимается под физиологической несовместимостью, каковы её природа и возможные
последствия для общества?
10. Содержание
социально-психологических потребностей.
11. Природа интеллектуальных
потребностей.
12. Содержание морально-этических
потребностей.
13. Состав репродуктивных
потребностей.
14. Что понимается под моральными
ценностями, и каковы их главные функции?
15. В чём проявляется (примеры)
несовместимость по различным группам потребностей?
16. Какова динамическая структура
психологических свойств личности?
17. Что понимается и какова природа
направленности поведения личности?
18. В каких формах проявляется
структура направленности личности?
19. Что понимается под
мировоззрением человека, и в каких формах оно может проявляться?
20. В чём проявляется способность
личности?
21. Отчего зависит активизация
деятельности личности, и каким образом её возможно повысить?
22. Каковы возможности манипуляции
сознания и роль при этом воли человека?
23. Что понимается под “сознанием”
человека, и какова его роль в формировании деятельности?
24. Каков механизм формирования
образов реальной действительности?
25. Какова взаимосвязь подсознания,
интуиции и сознания?
26. Назовите и прокомментируйте
главные слагаемые успешной работы.
27. Представьте схематично структуру
любой деятельности в её логическом развитии.
28. В каких формах проявляются
атрибуты цели?
29. Что понимается под “умением”, и
каков механизм его формирования?
30. Какой смысл заложен в понятие
“социум”?
31. В чём принципиальное отличие
коллектива от рядовой контактной группы?
32. Развитие контактной группы и
различные формы её проявления.
33. Психологическая совместимость и
её роль в обеспечении совместных согласованных действий.
34. Количественная оценка
сплочённости и адаптивности членов коллектива.
35. Методы исследования
межличностных отношений и роль их в нормализации психологического климата в коллективе.
Цель: раскрыть отличительные признаки умственной деятельности в процессе замысла и его осуществления.
Задачи: 1) проследить формы проявления замысла и его реализации с момента осознания потребности до её удовлетворения; 2) показать взаимосвязь различных по характеру и результативности видов умственной деятельности; 3) объяснить смысловые понятия организации и организаторской деятельности; 4) пояснить механизм формирования и укрепления структуры отношений членов контактной группы.
Контрольные вопросы
1. Из каких фаз слагается цикл сознательной, целесообразной человеческой деятельности?
2.
В чём
принципиальное различие умственной деятельности в процессе замысла и его реализации?
3.
Каков характер
начальной фазы сознательной, целесообразной человеческой деятельности?
4.
Что является
побудительным мотивом любой человеческой деятельности?
5.
Каково
содержание начальной фазы человеческой деятельности?
6.
С чего
начинается и чем завершается каждая фаза сознательной, целесообразной деятельности?
7.
Как различаются
по характеру и содержанию виды человеческой деятельности, какими они могут
оказаться по результативности и в зависимости от чего?
8.
Что отличает
отраслевую специфику человеческой деятельности?
9.
Что лежит в
основе смысловых значений понятия организации?
10. Каково содержание понятия организаторской
деятельности?
11. Что является результатом организаторской
деятельности?
12. Во что превращается продукт процесса
организации при его осуществлении?
13. В чём проявляется индивидуальность,
отличительная особенность организационной системы?
14. Какие из понятий организации характеризуют
качество её функционирования?
15. Каким образом обеспечивается целостность
организации?
16. Каковы структурообразующие функции целого
организма?
17. Что понимается под информированием и какова
роль этой функции в сохранении организации как целостной системы?
18. В каких конкретных формах проявляется
информирование?
19. Чем, прежде всего, обусловлено и определяется
внутреннее устройство и развитие организма?
20. Что следует понимать под структурой и как её
можно формально выразить?
21. На чём строятся и держатся деловые отношения
людей?
22. От чего зависит надежность и
работоспособность организации?
23. Что понимается под функцией?
24. В чём принципиальное различие между связью и
отношением?
25. Что в организации связано, а что находится в
отношении?
26. Каковы полярные отношения субъектов, в чём
они проявляются и как влияют на прочность функциональных связей?
27. Как отобразить схематично механизм
формирования и укрепления либо разрушения функциональных связей?
28. Какова роль отношений субъектов организации в
становлении и укреплении её функциональных связей?
Цель: раскрыть виды разделения
труда как структурообразующий фактор и влияние их на отношения собственности
при классификации предметов организации и
управления.
Задачи: 1)
объяснить природу разделения труда и отношения собственности; 2) охарактеризовать
естественное и функциональное разделение труда; 3) проанализировать виды общественного
разделения труда; 4) раскрыть специфику технологического и технического разделения
труда; 5) показать и оценить перспективы развития разделения труда.
Контрольные вопросы
1.
Какова природа
разделения труда?
2.
Какова
взаимосвязь между разделением труда и собственностью?
3.
Чем
предопределяется разделение труда и его
развитие?
4.
Какие виды
разделения труда развивались на базе первичных исторических отношений людей?
5.
Что порождает
конкуренцию?
6.
Что понимается
под кооперацией, в чем её достоинства и проблемы?
7.
Что
характеризует вид разделения труда?
8.
В чём
проявляется функциональное разделение труда и людей?
9.
Чем обусловлено
появление общественного разделения труда?
10. Какова природа и формы проявления
авторитарно-организационного разделения труда?
11. Что означает и характеризует квалификация?
12. В чём проявляется и какова природа
технического разделения труда?
13. Что характеризуют вещественная и общественная
стороны разделения труда?
14. В чем принципиальная разница между
техническим, технологическим и общественным разделением труда?
15. Что общего между технологическим и
хозяйственным разделением труда и что их различает?
16. Как отражается в обществе и на предприятии
разделение труда?
17. Каковы формы проявления функционального
разделения труда в его видах?
18. Как разделяются люди по их отношению и
способности к труду при авторитарно-организационном разделении труда?
19. То же при технологическом разделении труда?
20. То же при техническом разделении труда?
21. То же при функциональном разделении труда?
22. Как разделяются люди по роду занятий в
удобной для этого форме кооперации?
23. Каковы перспективы развития различных видов
разделения труда по мере механизации и автоматизации производства?
24. Каковы перспективы развития разделения труда
по мере компьютеризации и автоматизации системы управления производством?
(отметить верные ответы)
1.
Исходные определители человеческой деятельности:
[] Рабочие машины. [] Товаровладельцы. [] Потребности и возможности. [] Задание руководителя.
2.
Основные группы потребностей:
[] Общественные. [] Физиологические. [] Административные. [] Организационные. [] Социально-психологические. [] Интеллектуальные. [] Технические. [] Морально-этические. []Репродуктивные. [] Экономические. [] Управленческие.
3.
Формы проявления отношений собственности:
[]Владение. []Пользование. []Распоряжение. []Расстановка. []Стимулирование. []Распределение условий и продуктов производства. []Простое воспроизводство. []Защита средств и продуктов производства.
4.
Возможности физиологической несовместимости:
[]Различные группы крови. []Состояние здоровья. []Различные размеры головного убора. []Цвет волос.
5.
Возможности социально-психологической несовместимости:
[]Одинаковая эмоциональная реакция.
[]Различные формы отдыха. []Невыполнение функциональных обязанностей.
[]Совпадения в оценках поведения других.
6.
Признаками
интеллектуальной несовместимости являются:
[]Раздвоение интересов. []Убедительные
аргументы доводов. []Увлечение друга пошлыми анекдотами.
7.
Возможности
морально-этической несовместимости:
[]Различные идеалы. []Игнорирование
курящими интересов некурящих. []Различный размер обуви. []Режим питания.
[]Несовпадение режимов сна и отдыха.
8.
Признаки репродуктивной несовместимости:
[]Утрата взаимного доверия. []Нарушение
супружеской верности. []Защита чужого ребенка.
9.
Интерес – это:
[]Смутная потребность. []Форма направленности. []Повышенная
познавательная потребность.
10.
Формы проявления замысла:
[]Формулировка цели. []Корректировка.
[]Контроль исполнения. []План действий. []Согласование. []Поиск способа
достижения цели. []Обобщение опыта.
11.
Формы проявления реализации замысла:
[]Определение проблемы. []Выдача команды.
[]Контроль исполнения. []Стимулирование.
12.
По результативности деятельность может оказаться:
[]Творческой. []Созидательной.
[]Разрушительной. []Паразитирующей. []Корректирующей.
13.
По характеру и содержанию умственная деятельность
бывает:
[]Организаторская. []Созидательная.
[]Управленческая. []Разрушительная. []Философская.
14.
Процесс организации – это:
[]Функция сознательной деятельности.
[]Создание, учреждение чего-либо. []Подготовка, устройство чего-либо.
[]Контроль исполнения. []Объединение, мобилизация кого-либо. []Упорядочение
чего-либо.
15.
Продуктом процесса организации являются:
[]Организационное решение.
[]Организационная система. []План диверсии. []Отчет об исполнении задания.
16.
Соотношение понятий «организация» и «управление»:
[]Организация – есть функция управления. []Организация – это инструмент управления. []Функции сознательной целесообразной человеческой деятельности. []Управление - это элемент организующего начала.
17.
Что понимается в житейском смысле под организацией?
[]Устройство чего-либо. []Документальный учет. []Функция управления. []Государственное учреждение. []Единство сложной совокупности элементов. []Формирование любой целесообразной деятельности и ее продукта.
18.
Отношения, укрепляющие структуру:
[]Трудолюбие. []Безответственность.
[]Антипатия. []Лицемерие. []Недобросовестность. []Аккуратность.
[]Доброжелательность. []Искренность. []Доверие.
19.
Формы проявления одномоментного акта:
[]Накопление. []Концентрация. []Разделение
труда. []Поощрение. []Специализация. []Наказание. []Кооперация.
20.
Формы проявления функционального разделения труда в его
видах:
[]Производящий. []Физический. []Тяжелый.
[]Руководящий. []Охраняющий. []Творческий. []Информирующий. []Легкий.
21.
Формы проявления технического разделения труда в его
видах:
[]Полезный. []Основной.
[]Производительный. []Вспомогательный. []Опасный. []Обслуживающий.
[]Хозяйственный. []Домашний.
22.
Формы проявления авторитарно-организационного разделения труда в его видах:
[]Легкий. []Умственный. []Нормальный.
[]Физический. []Тяжелый.
Проблема: объяснить место процесса организации в цикле сознательной целесообразной человеческой деятельности.
Цель: раскрыть сущность и объяснить соотношение процессов организации и управления.
Задачи: 1) показать развитие организаторской деятельности и её современное представление; 2) выявить объективные основы процесса организации; 3) описать опыт процесса организации; 4) обосновать соотношение процессов организации и управления; 5) объяснить образование иерархии в системе управления организацией.
1. Какова роль зодчества в развитии научной организации человеческой деятельности?
2.
Какова заслуга
«Тектологии» Богданова А.А. в развитии организационной науки?
3.
В чем суть
концепции богдановской организационной науки?
4.
В чем ценность
монографического исследования Я.
Зеленевского «Организация трудовых коллективов» и каков главный её недостаток?
5.
В чем
достоинства и недостатки праксеологического аспекта организации труда Т. Котарбинского?
6.
Каковы объективные
основы процесса организации для толкования смысловых значений понятий организации?
7.
Что служит
объектом процесса организации?
8.
Что является
предметом процесса организации в прикладном аспекте?
9.
В чем состоит
основная задача процесса организации?
10. Что понимается под процессом организации в
составе сознательной человеческой деятельности?
11. Что является продуктом процесса организации?
12. Что требуется осуществить для организации
любого дела?
13. Чья деятельность наиболее показательна для
обобщения опыта процесса организации и почему?
14. Каковы главные вехи мобилизации творческой
активности людей и предмет организаторской деятельности в период подготовки
Октябрьской революции?
15. Каков ряд последовательных стадий и
социальных фактов проявляется в процессе организаторской деятельности в канун
Октябрьской революции?
16. Каковы главные аргументы в доказательстве
причинно-следственной связи процессов организации и управления относительно
одного и того же предмета деятельности?
17. Из каких последовательно реализуемых фаз
слагается цикл самоуправления в достижении любой цели?
18. Что такое иерархический уровень руководства и
как он формируется?
19. Что понимается под хозяйственным уровнем
руководства и сколько их?
20. Что понимается под
административно-авторитарным уровнем, какова его природа и сколько их на каждом
хозяйственном уровне руководства?
21. Какова субординация функциональных отношений
элементов самоуправления, логически выстраиваемых над управляемым процессом?
22. Какую роль в структуризации вертикали власти - иерархии системы управления - выполняет контур отношений «управление-подчинение», и какова его форма обратной связи?
Цель: раскрыть сущность, содержание и соотношение процессов самоорганизации и самоуправления.
Задачи: 1) показать функциональную роль самоорганизации в цикле самоуправления; 2) описать изучение ошибок, анализ успехов и неудач в процессе организации и управления; 3) пояснить важность обобщения и закрепления положительного опыта; 4) объяснить необходимость нормализации предметов и продуктов деятельности; 5) раскрыть объективную основу и потенциальные возможности обучения, передачи накопленного опыта и знаний.
Контрольные
вопросы
1.
Что означает
самоуправление в широком и узком смыслах?
2.
Что собой
представляет механизм народовластия?
3.
Из каких
основных процессов состоит цикл самоуправления, и в каком соотношении они находятся
относительно одного и того же предмета труда?
4.
Какова
функциональная роль самоорганизации в цикле самоуправления?
5.
Какое множество
элементов правомерно называть системой?
6.
В чём
характерное отличие организационной системы?
7.
Чем обусловлен
выбор трех структурных аспектов описания системы?
8.
Чем
определяется функциональное назначение системы?
9.
Какую форму
компоновки непустого множества элементов можно называть структурой?
10. Что является организационной основой для
формирования информационной и морфологической структур всякой системы?
11. Какое представление и о чём даёт
информационное описание системы?
12. Какую форму системы отображает морфологическое
описание?
13. Из каких неделимых далее без потери смысла
“целого” морфологических единиц состоит организационная система?
14. Какие функциональные элементы можно выделить
в концептуальной модели процесса организации?
15. Что следует отнести к способам организации
идей?
16. Что является способами организации вещей?
17. Какие способы используются для организации
людей?
18. Что можно отнести к способам процесса
организации взаимосвязи и взаимодействия идей, вещей и людей в реальном времени
и пространстве?
19. Какие этапы процесса организации связаны с
подготовкой организационного решения?
20. Какие важнейшие операции процесса организации
входят в заключительный этап подготовки решения?
21. Какие характерные операции процесса
организации можно выделить на этапе осознания проблемы?
22. Из каких характерных операций процесса
организации состоит этап поиска наилучших путей и средств достижения конечной
цели?
23. В какой предварительной обработке нуждается
информация при сборе данных в условиях определенности и неопределенности для
достоверного принятия управленческого решения?
24. Каковы категории систем и системного анализа?
25. Каковы подходы к обобщению и закреплению
положительного опыта в процессе организации и управления и чем они вызваны?
26. Какова последовательность формирования и
взаимосвязь основных организационных документов?
27. Что представляет собой
Организационно-технологическая нормаль управления и что служит основанием для
её разработки?
28. Каков алгоритм составления Карты
управленческих работ, и по какому поводу она составляется?
29. Что понимается под нормализацией, какова её
цель и задачи?
30. Что поддается стандартизации среди элементов
управленческой деятельности, какова её цель и потенциальные возможности?
31. Какое воздействие оказывает нормализация на
процессы и работников организации и управления производством?
Цель: обосновать принципы сознательной, целесообразной человеческой деятельности.
Задачи: 1)
выявить общие принципы процесса организации; 2) дать соотношение понятий и принципов
управления; 3) описать принципы самоорганизации; 4) раскрыть принципы
самоуправления.
Контрольные вопросы
1. Что представляют собой принципы процесса организации?
2. С какими принципами процесса организации корреспондируют 5 и 6-й принципы управления?
3. Каким образом обеспечить в процессе организации выбор главного направления деятельности?
4. Что является критерием конкурентоспособности?
5. Что такое конкуренция?
6. Чем обусловлено подчинение организационной формы целям и задачам организации?
7. Чем обусловлено обеспечение совместных, согласованных действий производительных сил организации?
8. В каком соотношении находятся ритмы функционирования технически разделенных элементов организации?
9. Что означает принцип диалектического соотношения структурных образований организационной системы?
10. Что является объектами исследования в строительстве?
11. Что служит объектом управления в капитальном строительстве?
12. Что служит предметом управления в строительстве?
13. Что называется управленческой работой и как она формируется?
14. В чём проявляется на практике принцип концентрации внимания и усилий на слабых звеньях?
15. Чем обусловлена необходимость дифференцированного подхода к решению организационных задач и объектам управления?
16. Чем вызвана и в чём проявляется гибкость хозяйственной политики при выбранной стратегии поведения?
17. Что понимается под единоначалием и в чем оно проявляется организационно?
18. Что является источником сознательного руководства развитием всякого объекта, процесса, явления?
19. В чём проявляются внутренние и внешние противоречия?
20. Что является единственным условием получения максимальной прибыли в процессе реализации оптимального плана?
21. В чём смысл принципа Л.С. Понтрягина при организации оптимальной траектории достижения конечной цели?
22. В чем проявляется, что исключает и что стимулирует принцип демократического централизма?
23. Какова практическая значимость принципа сознательного искусственного отбора?
24. Чем обусловлена необходимость совместных согласованных действий производительных сил организации?
25. В чём проявляются внутренние противоречия организации?
26. В чём проявляются и что означают внешние противоречия исследуемого объекта?
27. Что означает единство противоположностей объекта?
28. Чем характеризуется и в чём проявляется борьба противоположностей?
29. Что означает «разрешение противоречия»?
30. Какие существуют способы разрешения противоречия?
(отметить верные ответы)
1.Что понимается под детерминизмом?
[]Философское течение XVIII века. []Принцип процесса организации. []Признание объективной причинности. []Определение.
2. Какие принципы процесса организации
учитывают системный постулат?
[]Второй и пятый. []Таких
нет. []Все 12.
3. Депутат Государственной Думы – это
профессия или форма политической связи граждан РФ и государства?
[]Временная профессия.
[]Форма политической связи.
[]Политическая специальность.
4. Что является критерием
конкурентоспособности?
[]Качество продукции.
[]Прибыль. []Объем
производства. []Цена товара. []Использование новой технологии. []Производительная сила труда. []Реклама. []Превышение выручки над издержками. []Низкая себестоимость.
5. На каком этапе человеческой
деятельности закладывается и проявляется принцип обеспечения совместных,
согласованных действий?
[]Закладывается в процессе организации, проявляется в процессе
управления. []На этапе замысла. []На этапе
реализации замысла. []В процессе
самоорганизации.
6. В какой форме может осуществляться
участие граждан в осуществлении государственной власти?
[]В непосредственной. []В опосредованной. []В индивидуальной и
коллективной. []Во время празднования дня конституции.
7. Какой блок технического разделения
труда определяет субординацию ритмов функционирования организации?
[]Блок хозяйственной деятельности.
[]Блок обслуживающего производства.
[]Блок основного производства.
[]Блок вспомогательного производства.
8. Какое из структурных образований
системы является исходным?
[]Структура свойств и состояний.
[]Информационная структура.
[]Морфологическая структура.
[]Предметно-целевая структура.
[]Функциональная структура.
9. Что является объектом управления?
[]То, что способно находиться в динамике, в развитии. []То, на что
можно воздействовать. []То, что можно описать системными категориями.
10Что из перечисленного может служить
предметом управления?
[]Книга. []Администрация. []Проект строительства объекта. []Инвестиционный процесс.
11. Что называется управленческой
работой?
[]Трансформация цели.
[]Обращение субъекта к предмету управления. []Прогнозирование.
12. В чем проявляется принцип
концентрации внимания и усилий на слабых звеньях?
[]Выявление “узких мест” в производстве. []Определение критических путей. []Разработка стратегии поведения
организации.
13. Какой из распорядительных центров
обладает большей гибкостью?
[]Организационный лаг=3; управленческий–5. []Организационный лаг=2; управленческий-4.
14. При наличии оптимального плана, что
является необходимым и достаточным условием для получения максимальной прибыли?
[]Согласованная ритмичная работа;
[]Принятие повышенных обязательств;
[]Перевыполнение плана.
15. Что означает кумулята достижения
цели в области организации?
[]Поведение организации;
[]Траекторию достижения цели;
[]Отображение ритма.
16. В чём суть принципа Понтрягина?
[]В динамическом равновесии системы; []Если управление оптимально, фактическая кумулята совпадает с расчетной траекторией; []Локальные цели строго фиксированы.
Проблема: выявить операции процесса организации с их промежуточными продуктами в логической последовательности их осуществления.
Цель: описать операции процесса организации и связанный с организаторской деятельностью инструментарий.
Задачи: 1) раскрыть
методы структурного анализа, сбора, хранения, обработки и отображения информации
для осознания побудительных мотивов деятельности; 2) объяснить роль и методы
прогнозирования потребностей и возможностей; 3) описать правила формулировки
глобальной цели, трансформации, уточнения и ранжирования локальных целей и
задач в условиях ограниченных ресурсов; 4) охарактеризовать методы и
приемы моделирования способов с
обоснованием альтернатив достижения целей; 5) проследить процедуры формулировки
проектов, согласования и принятия организационных решений.
Контрольные вопросы
Цель: раскрыть способы процесса организации.
Задачи: 1)
показать способы организации идей и формы проявления организационных решений,
т.е. результатов организаторской
деятельности; 2) пояснить способы организации вещей; 3) перечислить способы
организации людей; 4) назвать способы организации взаимосвязи идей, вещей и
людей в реальном времени и пространстве.
Контрольные вопросы
Цель: раскрыть механизм процесса организации.
Задачи: 1) описать учет
общественных потребностей и рыночной конъюнктуры; 2) объяснить действие
объективных законов организации и экономики; 3) пояснить учет законодательных
актов, правил, норм и нормативов; 4) изложить критерии обоснования вариантов достижения
цели; 5) отобразить информационную структуру процесса организации.
Контрольные вопросы
1.
О каких
возможностях исследуемой системы дает представление её информационное описание?
2.
Что понимается
под альтернативной стоимостью?
3.
Какие функции в
рыночных условиях выполняет цена?
4.
Что означает
цена равновесия или рыночная цена?
5.
Чем
характеризуется и в чём проявляется совершенная форма конкуренции?
6.
Как влияют
изменения спроса и предложения на рыночные цены?
7.
Какие структуры
рынка характеризуют несовершенную конкуренцию?
8.
Что означает
олигополия и какие последствия рыночных отношений она вызывает?
9.
Почему
государство вынуждено допускать легальную монополию, и чем чреват переход в чистую
монополию?
10.
В чём проявляется искажение конкуренции
олигополией?
11.
Что приводит к искажению учета общественных
потребностей и ошибочному определению экономического роста?
12.
Каким образом удается проникать в сущность
органического устройства исследуемого объекта?
13.
Какую роль в организаторской деятельности
выполняет знание законов организации?
14.
В чем проявляется закон конкуренции и в чём
его практическая значимость?
15.
Что означает закон органического строения
целого?
16.
В чем проявляется закон ритмичности
организации?
17.
В чем суть закона самоорганизации?
18.
Что означает закон предельных отношений
порядка?
19.
Что отражает и в чём проявляется закон
экономии времени?
20.
Как действует закон стоимости, в чем он
проявляется, какова его практическая польза?
21.
Каковы организационно-правовые формы
юридического лица в нашей стране?
22.
В каких организационно-правовых формах
проявляются хозяйственные товарищества и общества?
23.
В чем принципиальное отличие некоммерческих
организаций и какой смысл их существования в рыночной экономике?
24.
Что составляет основу критериев обоснования
вариантов достижения целей?
25. На каком структурном отображении исследуемой системы основано информационное описание, и в каких сетевых композициях оно проявляется?
(отметить верные ответы)
[]Теория множеств. []Экономическая география. []Теория графов. []Математическая логика. []Теория вероятностей. []Кибернетика. []Геология.
2. Сумма или объединение двух множеств А и В обозначается через:
[] - A∈B. [] - A⊂B. []- А∪В. [] - А∩В. []- А⊰В.
3. Произведение или пересечение двух множеств А и В обозначается через:
[]- A∈B. []- A⊂B. [] - А∪В. [] - А∩В. [] - А⊰В.
4. Какие свойства определяют качество информации?
[] - входящая. [] - выборочная. [] - актуальная. [] - вторичная. [] - достоверная. [] - субъективная
5.
Средства графического отображения рядов распределения:
[] - гистограмма. [] - сетевой график. [] - полигон. [] - диаграмма. [] - функциональная матрица.
6.
Виды прогноза?
[] - поисковый. [] - нормативный. [] - стандартный. [] - оперативный. [] - структурированный.
7.
Сколько ветвей дерева цели рекомендуется?
[] - две. [] - три. [] - четыре. [] - пять. [] - шесть. [] - семь. [] - восемь. [] - девять. [] - десять.
8.
Целевая функция выражает отношение:
[] - средства/средства. [] - средства/ затраты. [] - затраты/результат. [] - цель/средства.
9. Какие графические модели используются для отображения
предметно-целевой структуры исследуемого объекта?
[] -
дерево решений. [] -
дерево целей. []
- граф состояний. []
- документограмма.
10.
Из каких элементов состоит дерево целей?
[]
- ветвей, листьев и ствола. [] - ветвей, уровней
абстрагирования целей, локальных вершин и связывающих вершины ребер. []
- ветвей, целей и задач.
11.
Что выражают в обобщенном виде графические символы топологии технологических
процессов?
[] -
циклично повторяемые блоки производственных функций; [] - материальные носители; [] - инженерные
решения по организации производства.
12. Чем отличается график от топологии
процессов?
[]
- наличием кружков; []
- наличием временных параметров; []
- отсутствием графических символов.
13. С помощью каких графических приемов
можно отобразить функциональную структуру системы?
[] - элементами
топологии технологических процессов. [] - разбиением. [] - функциональной матрицей. []
- логико-информационной схемой.
14. Что служит основой для отображения
информационной структуры исследуемого объекта?
[]
- морфологическая структура; [] - дерево целей; []
- функциональная структура.
15.
Чем регулируется интенсивность материальных потоков?
[] - ритмичной организацией процессов; [] - системой регуляторов; [] - нормами и нормативами.
Проблема: описать организационную систему как продукт процесса организации.
Цель: дать общее представление и отметить отличительные особенности организационных систем.
Задачи: 1) показать отличительные особенности организационных систем; 2) обосновать принципы формирования, функционирования и развития организационных систем; 3) определить элементы системного и структурного анализа организаций; 4) объяснить содержание рекуррентных отношений структурных элементов системы.
Контрольные вопросы
и
составных его частей?
Цель: раскрыть композиционную организацию хозяйственных систем.
Задачи: 1)
показать возможность организации общества с эквивалентным обменом хозяйствующих
субъектов при сохранении динамического равновесия между производством и
потреблением; 2) описать устройство в обществе хозяйственных систем; 3)
охарактеризовать стратегию и тактику поведения хозяйственных систем; 4)
раскрыть природу конкурентоспособности хозяйственной системы.
Контрольные вопросы
Цель: раскрыть композиционную организацию и возможности производственных систем.
Задачи: 1)
определить функциональное назначение производственных систем и связь их с хозяйственными
системами; 2) обосновать принципы формирования, функционирования и развития
производственных систем; 3) показать возможности и технику моделирования производственных
систем в строительстве.
Контрольные вопросы
(отметить верные ответы)
[] - размерами; [] - стабильностью; [] - гибкостью; [] - адаптивностью; [] - наличием самоуправляемых субъектов;
2. Хозяйственная
система предназначена для
[] -
оказания услуг; [] - создания и совершенствования
продукта; [] - развития технологии производства; [] - распределения добавленной стоимости.
3. Производственная
система предназначена для
[] -
изготовления продукта и совершенствования технологии изготовления; [] - оказания услуг; [] - создания и совершенствования продукта; [] - распределения добавленной стоимости.
4. Адаптация
производственной системы означает:
[]
- распределения добавленной стоимости. []
- участие в принятии решения; [] - приспособление к изменяющимся условиям.
[]
- сложившиеся объективные условия; []
- запланированный режим производства; []
- состояние, близкое к банкротству.
[]
- стабилизовавшееся состояние работы; []
- нормальный режим работы; []
- способность осуществлять функции.
[]
- технологическая пауза; []
- разрыв потока с передачей прав собственности; []
- технологическое разделение операций.
8. Матрица
рекуррентных отношений структурных элементов системы характеризует:
[] -
развитие системы; [] - органическое
строение целого в зависимости от органического строения входящих в него частей;
[] -
рентабельный вариант производства.
[]
- наличие активных и пассивных счетов; []
- многократный повторный счет; []
- запись “сторно”.
10.
Критерием конкурентоспособности является:
[] - качество; [] - использование новой техники и технологии; [] - эффективность; [] - производительная сила труда.
Проблема: раскрыть содержание организационных свойств и состояний проектируемых и функционирующих организаций.
Цель: выявить систему параметров, характеризующих композиционное устройство, функциональные возможности и состояние организации.
Задачи: 1) показать внешние и внутренние управляющие параметры организации; 2) привести систему рабочих параметров организации; 3) раскрыть организационные параметры, характеризующие свойства и состояния организации, привести методы и примеры их количественной оценки; 4) определить параметры, характеризующие морфологическую структуру организации, её границы и поведение; 5) назвать временные параметры организации.
Контрольные вопросы
1.
Что
такое параметр?
2.
Как
подразделяются параметры по назначению?
3.
В чем
отличие сложности морфологической структуры организации от сложности ее системы
управления?
4.
Каким
образом учитывается динамика процесса управления при определении сложности
системы управления?
5.
Что
называется мажорантой и минорантой? В чем их принципиальное отличие?
6.
С
какой целью определяется число сопряженных мажорант на графе?
7.
Чему
равно предельно возможное количество структурных связей для N сопряженных мажорант?
8.
За
счет чего происходит усложнение системы управления по сравнению со сложностью
ее морфологической структуры?
9.
Чем
регламентирована частота обращения субъекта управления к предмету управления и
как ее возможно изменить?
10. Как определить число рабочих дней в году?
11. Каковы способы учета изменения интенсивности при минимизации
сложности системы управления?
12. Каким образом управляющие параметры влияют на поведение организации?
13. Что означают рабочие параметры для организационных систем?
14. Какие из организационных параметров характеризуют свойства организации?
15. Что требуется знать для количественной оценки непрерывности
производства?
16. Что означает ритм?
17. Что следует понимать под ритмичностью?
18. Как определяется показатель ритмичности при неравнозначных событиях?
19. Что означает целостность организации?
20. Как можно оценить уровень целостности организации?
21. Чем отличается показатель сложности организационных систем от
сложности производственных подразделений?
22. Какие параметры характеризуют состояние производственных систем?
23. Что требуется предварительно подготовить для сравнения вариантов
сложности организационных систем?
24. В чём принципиальное отличие показателя надежности организационных
систем от технических?
25. В каких организационных формах проявляется запаздывание между
причиной и следствием в динамике поведения организационных систем?
Цель: использовать технологию аудита для диагностики и консалтинга организационных патологий.
Задачи: 1) описать организацию системного аудита; 2) обосновать принципы построения и технологию организационного аудита; 3) проследить подготовку и осуществление организационного аудита; 4) показать организацию административного аудита.
Контрольные вопросы
(отметить верные ответы)
1.
Объем
управленческих работ определяется:
[] - числом
минорант; [] - суммой минорант и мажорант; []
- произведением числа управленческих работ на частоту
обращения к ним.
2.
Для
определения интенсивности управленческих работ надо иметь следующие данные:
[] - частоту обращения, число
управленческих работ и количество рабочих дней; [] - количество
сопряженных мажорант; [] - сумму минорант и мажорант в системе.
3.
Частота
обращения к
управленческой работе зависит:
[] - от численности отдела; [] - от
регламента управленческой деятельности и ограничений внешней среды; [] - от числа сопряженных мажорант.
4.
Параметры,
управляющие поведением системы:
[] - объем
продукции, предусмотренный портфелем заказов; [] - пошлины, тарифы; [] - надежность; [] - имущество в лизинге; [] - сложность системы управления.
5.
Рабочие
параметры организации:
[] - текущий
запас материалов; []
- мощность системы; [] - объем продаж; [] - норма амортизации; [] - авторитарность руководителя; [] - затраты производства.
6.
Организационные
параметры, характеризующие свойства организации:
[] -
целостность; []
- сложность; []
- непрерывность; []
- концентрация СМР; [] - уровень технологического разделения труда; [] - надежность; [] - автономность.
7.
Организационные
параметры, характеризующие состояния организации:
[] -
концентрация средств труда: [] - уровень технического разделения труда; [] - уровень централизации; [] - организованность.
8.
Параметры,
характеризующие морфологию системы:
[] - срок
свершения события; [] - число мажорант; [] - количество должностей; [] - сложность морфологической структуры.
9.
Предметы
системного аудита:
[] - органическое
строение производства; [] - целостность организации; [] - границы исследуемого объекта; [] - список должностей.
10. Предметы организационного аудита:
[] -
надежность; []
- организованность; [] - адаптивность; [] - ООТНУ; [] - ПРМ, КУР; [] - уровень самоуправления.
11. Предмет административного аудита
[] -
организационная форма; [] - организованность; [] - адаптивность; [] - ООТНУ; [] - ПРМ, КУР; [] - уровень самоуправления.
12. Контроллинг – это:
[] -
надежность; []
- организованность; [] - адаптивность; [] - ООТНУ; [] - ПРМ, КУР; [] - уровень самоуправления. [] - комплексный подход к контрольной
деятельности.
Проблема: охарактеризовать организационное проектирование и найти его место среди способов процесса организации.
Цель: выявить предмет и методы организационного проектирования производственных систем и системы управления организацией.
Задачи: 1) охарактеризовать и показать предмет диагностики и организационного проектирования; 2) сравнить традиционные методы организационного проектирования; 3) раскрыть методологические основы организационного проектирования с использованием системного подхода; 4) объяснить расчетно-аналитический метод структуризации управленческих работ с количественной оценкой свойств и состояний проектируемой организации.
Контрольные вопросы
Цель: описать методологический подход к проектированию должностей и служб аппарата управления с использованием современной информационной технологии и компьютерной техники.
Задачи: 1) показать организационные документы и порядок проектирования должностей в аппарате управления организации; 2) привести пример обоснования бюджета маркетинговой службы; 3) отобразить схему проектирования наиболее вероятной численности диспетчерской службы организации; 4) объяснить возможные и целесообразные способы резервирования проектируемых систем.
Контрольные
вопросы
1.
Что называется
должностью?
2.
От чего зависит
административная организация?
3.
Какова
причинно-следственная связь структурных образований организации?
4.
Какова
последовательность разработки морфологической структуры организационной
системы?
5.
В чём суть
параметрического моделирования управленческих работ?
6.
Каков порядок
определения параметров управленческих работ?
7.
Каков порядок
составления КУР?
8.
Каково
назначение, состав ПРМ и порядок составления?
9.
Что объединяет
структура «Общих положений об отделе»?
10.
Как объяснить роль маркетологов в формировании
результативности акционерного капитала?
11.
Чем определяется рентабельность акционерного
капитала?
12.
Как учитывается изменение (движение)
акционерного капитала в течение года?
13.
Что означает рыночная цена 1 акции?
14.
Что означает и как определяется бюджет маркетинга?
15.
Каков источник финансирования маркетинговых
исследований?
16.
От чего зависит норма прибыли в процессе
реализации товара?
17.
Какую роль в изменении величины прибыли
играет реклама?
18.
Что относится к прямым и условно-постоянным
расходам?
19.
Каково назначение графа состояния?
20.
Что характеризует в производственной системе
априорная вероятность?
21.
Что означает основной контур и специальные
контуры управления?
22.
Как определить структуру состояний
производственной системы?
23.
Какая требуется информация для определения
апостериорной вероятности свершения гипотезы?
24.
Каким образом резервируются организационные
системы?
25.
Какова цель и средства стабилизации потоков
материальных ресурсов?
26.
Что означает плотность убытков в
вероятностной терминологии?
27.
Что означает кривая распределения
вероятностей доверительных интервалов?
28.
Как определить математическое ожидание
продолжительности работы, если известны крайние и наиболее вероятное значение?
29.
В чём смысл оптимизации «буферных» объемов
незавершенного производства?
30. Как проверить целесообразность капиталовложений на мероприятия, обеспечивающие повышение надежности технических устройств, рабочих машин и механизмов?
Цель: охарактеризовать отличительные особенности определения эффективности организационных решений.
Задачи: 1) дать основные понятия, принципы и проблемы оценки эффективности организационных решений; 2) описать и обосновать варианты эффективности инвестиционного процесса; 3) определить эффективность организации процесса производства; 4) раскрыть критерии и систему показателей эффективности системы управления организацией; 5) обосновать эффективность функционирования организации.
Контрольные вопросы
1. В
чём своеобразие и отличительные особенности эффективности организационных решений?
2. Чем
отличаются понятия “эффект” и “эффективность”?
3. Что
относится к основным понятиям эффективности?
4. Каков
смысл критерия эффективности организационных решений?
5. Каковы
общие, частные и единичные показатели эффективности организационных решений?
6. Каковы
принципы эффективности организационных решений?
7. Что
понимается под инвестиционным процессом и кто объективно является основными его
участниками?
8. Что
является затратой и результатом инвестиционного процесса?
9. Что
означает эффективность инвестиционного процесса и для кого жизненно важен этот
показатель?
10. В чем особенность существующего подхода к
определению эффективности инвестиционных проектов и в чём проявляются основные
его противоречия?
11. Как графически удается интерпретировать
изменение инвестиционных затрат при различных организационных решениях?
12. Какие нюансы вносит системный подход в оценку
эффективности процесса производства?
13. Каково соотношение производственных
подразделений строительной организации и в каких частных формах проявляются их
затраты и результаты?
14. Как учесть зависимость ущерба от ритмичности
производства и пригодности его продукта
при расчете фактической экономической эффективности функционирования организации?
15. Как выразить количественно уровень
производительной силы труда?
16. В каких экономических формах и показателях
проявляется эффективность системы управления организацией?
17. Как нагляднее можно выразить параметрические
модели состояния организации?
18. Что представляет собой лепестковая диаграмма
параметрической модели состояния исследуемого объекта?
19. Набор каких параметров и почему используют
при сравнении фактического состояния организации и что служит при этом базой
сравнения?
20. Что отражает в организационном смысле
показатель общей ликвидности организации?
21. Результатом чего становится параметрическая
модель реального состояния организации?
(отметить верные ответы)
1. Предметом диагностики и
организационного проектирования является:
[] - главное средство
производства; [] - закупаемые предметы труда; [] - всё, что служит предметом
организации и управления; [] - организационные
документы.
2. К методам диагностического анализа относятся:
[] - вариационное
исчисление; [] - химический анализ; [] - структурный анализ; [] - факторный анализ; [] - социометрический
анализ; [] - экономический анализ; [] - системные исследования.
3. Результатом диагностического
анализа является:
[] - финансовый отчет; [] - баланс предприятия; [] - техническое задание
на организационное проектирование; [] - аудиторское
заключение.
4. Организационное проектирование
– это:
[] - структурообразующий
способ процесса организации; [] - аудиторская деятельность в строительной организации;
[]
- способ контроля и надзора.
5. Обобщенная
организационно-технологическая нормаль управления – это:
[] - форма представления
полиномов Чебышева; [] - квадратная
матрица; [] - двумерная таблица,
закрепляющая опыт отношений субъекта и предметов управления.
6. Конкретная
организационно-технологическая нормаль управления – это:
[] - результат
проектирования квадратной матрицы рекуррентных отношений; [] - исходный организационный
документ; [] - производный
организационный документ.
7.Структуризованные управленческие
работы распределяются по следующим накопителям:
[] - всех работ; [] - актуальных
работ; [] - случайных работ; [] - предметно
специализированных работ; [] - функционально специализированных работ; [] - комплексно
специализированных работ.
8. Должность – это:
[] - служебное место; [] - рабочее место; [] - неделимая далее
морфологическая единица;
[] - юридический документ.
9. Структурными образованиями
организационной системы бывают:
[] - административная
организация; [] - предметная организация; [] - подпольная организация;
[]
- техническая организация; [] - экономическая организация; [] - социальная
организация.
10. Атрибутами должности
являются:
[] - управленческие
работы; [] - функциональные обязанности; [] - должностные права; [] - ответственность; [] - правила внутреннего
распорядка.
11. В карте управленческих работ
отражаются:
[] - объём управленческих
работ; [] - интенсивность; [] - организованность; [] - ритмичность; [] - трудоёмкость; [] - численность; [] - состав управленческих
работ; [] - продолжительность работ.
12. Современное рациональное
описание общих положений об отделе – это:
[] - концептуальная модель
отдела; [] - структурное представление общих положений об
отделе с указанием основных его параметров; [] - математическая модель
элемента системы.
13. Наглядное представление
эффективности и состояния организации дает:
[] - таблица параметров; [] - сетевой график; [] - лепестковая
диаграмма; [] - голограмма.
Образец самостоятельной работы (СР) № 1 “Определение динамического равновесия между спросом и предложением в регионе и целостности исследуемого региона” с разнообразным набором производственных предприятий и бюджетных организаций. Требуется определить организационно-экономические параметры макромодели, обеспечивающие динамическое равновесие рыночных отношений в условно замкнутом регионе. В их числе:
- годовой объем производства;
- структура производственного капитала (органическое строение) на старте производства;
- средняя норма прибавочного рабочего времени;
- изменение массы совокупного продукта с ростом производительной силы труда на 6 % и новое органическое строение капитала;
- система допустимых льготных тарифов (торговых скидок и наценок).
Образец самостоятельной работы № 2 ”Распределение добавленной стоимости” между товаровладельцем (товаропроизводителем) и бюджетом относительно объема партии реализуемого товара, заданной и рассчитанной в предыдущей задаче нормы прибавочного рабочего времени и уровня материальных затрат в %.
Образец самостоятельной работы № 3 “Определение структурного соотношения факторов производства” по предложенным хозяйственным ситуациям с оценкой организационных и экономических результатов управленческой деятельности предприятия. Необходимо дать оценку также сложившемуся воспроизводственному балансу предприятия и тенденций структурных изменений в результате хозяйственной деятельности.
Образец самостоятельной работы № 4 “Определение бюджета службы маркетинговых исследований” с оценкой результатов её деятельности:
- рентабельности акционерного капитала;
- чистой прибыли на 1 акцию;
- дивидендов на 1 акцию;
- дохода (цены) 1 акции.
Образец
самостоятельной работы № 5 “Определение минимального по сложности варианта
структурной реорганизации системы управления” с учетом изменяющихся
интенсивности и функциональных связей структурных элементов.
Образец самостоятельной работы № 6 “Определение уровня концентрации ресурсов в организации”: средств труда, средств производства и процесса производства.
Образец самостоятельной работы № 7 “Определение наиболее вероятной численности диспетчерской службы” с расчетом априорной и наиболее вероятной структуры состояний исследуемой организации в нормализованном режиме, в рабочем состоянии и в состоянии отказа.
Образец самостоятельной работы № 8 “Определение организационных параметров” реального состояния предприятия и построение на их основе соответствующего параметрического контура с оценкой возможного повышения эффективности системы управления организацией.
Приложение 9. Образец
экспертной оценки качества самостоятельной работы.
Приложение 10. Образец
экзаменационных билетов и задач.