ЮНИTИ-ДАНА - Страница редактора

Валентина Георгиевна КОРЖИЛОВА, редактор

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Учебник для вузов

 А.Ф. Баранников

Учебная дисциплина "Теория организации" предусмотрена Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности "Менеджмент организации". Профессор А.Ф. Баранников стоял у истоков этого новшества. Он разработал собственную концепцию определения сущности организации, опубликованную еще в 1976 г. в монографии "Организация управляемых производственных систем в строительстве", поэтому его подход к изложению в книге теоретических основ менеджмента вызывает особый интерес, так как он диаметрально противоположен существующим представлениям об организации и управлении, доставшимся нам в условиях полярных мнений ученых. Выводы автора значительно отличаются от существующих крайностей в определениях и построены, прежде всего, на поиске объективных основ доказательств, лишенных внутренних и внешних противоречий.

Отличие данного учебника от известных аналогичных работ — в предварительном изучении процесса организации, а не его продукта — организации, определенным образом зарегистрированной и принявшей правовую форму юридического лица.

В качестве объективной основы для понимания сущности процесса организации и соотношения его с процессом управления проф. А.Ф. Баранников выбирает умственный труд как сознательную, целесообразную человеческую деятельность, в которой только и могут проявляться эти процессы по мере замысла и реализации замысла человека.

Лейтмотивом книги стали методы определения достоверных организационных решений, обоснования надежности, организованности, целостности систем, их конкурентоспособности, гибкости, адаптивности к непрерывно изменяющимся условиям рыночной среды, а также связь организационных параметров и показателей хозяйственной деятельности организаций. Это повышает не только научно-методический, но и предпринимательский интерес к книге, делает ее практически значимой и востребованной в учебном, деловом и научном мире.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ КОНТАКТА С ИЗДАТЕЛЬСТВОМ:

            123298, Москва, ул. Ирины Левченко, 1

Тел.: (095) 194-00-15. Тел./факс: (095) 194-0014    www.unity-dana.ru    E-mail: unity@unity-dana.ru

 

А.Ф. Баранников

 

 

 

ТЕОРИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ

 

                                                                                         Рекомендовано

                                                               Министерством образования

                                                                                    Российской Федерации

                                                                         в качестве учебника для студентов

                                                                                 высших учебных заведений,

                                                                             обучающихся по специальности

                                                                        061100  «Менеджмент организации»

                                                                                   

                                                                Рекомендовано Учебно-методическим центром

                                                             «Профессиональный учебник» в качестве учебника  

                                                          для студентов вузов, обучающихся по специальности      

                                                                          061100 «Менеджмент организации»

                                              

                                                              Ю Н И Т И

                                                              U N I T Y      

Москва – 2004

 

УДК 061(075.8)

ББК 60.55я73

        Б24

Р е ц е н з е н т ы:

д-р экон. наук, проф. В.С. Ефремов

(зав. кафедрой международного бизнеса ИМБ ГУУ);

канд. физ-мат. наук, доцент Г.И. Калиногорская

(Кафедра высшей математики МГСУ);

д-р социол. наук, проф. Ю.Д. Красовский

(Институт социологии и управления персоналом ГУУ);

Заслуженный строитель РФ М.И. Цыбулько (ЗАО «АРИУС-2»)

канд. техн. наук, доцент Э.А. Смирнов

(Член-корреспондент Международной академии информатизации при ООН)

 

 

            Баранников А.Ф. Теория организации. Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 700 с.

 

            Процесс организации как функция сознательной целесообразной человеческой деятельности и его продукт – организационная система – раскрываются в учебнике с принципиально новых теоретических и методологических позиций, с количественной оценки организационных свойств, состояний и поведения организационных систем. Иллюстрируется на примере хозяйственных и производственных систем.

            Теория организации – это монографический учебник, составленный по модульной схеме, в которой даются ответы не только на вопросы: «кто?», «что?», «где?», «когда?» и «сколько в результате?», но и «как?», «каким образом?», «почему так, а не иначе?» и «что будет, если делать иначе?». Все разделы учебника предваряются формулировками проблемы и завершаются тестовыми заданиями. Каждая глава в них начинается с постановки цели и задач для её достижения, а заканчивается контрольными вопросами и ключевыми словами. Учебник завершается словарем понятий и терминов. Прикладным приложением к учебнику являются исходные данные для восьми самостоятельных работ (по 30 вариантов) и образцы их выполнения.

Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации», аспирантов и преподавателей, а также для экономистов, научных работников в области менеджмента, системных аналитиков, менеджеров, предпринимателей, аудиторов и консультантов.

 

                                                                                                                                        ББК 60.55я73

ISBN 5-238-00695-0

[Коммерческий отдел издательства:

(095) 195-90-36

e-mail: unity@unity-dana.ru

Факс: (095) 194-00-14]

 
©  Баранников А.Ф., 2004

©  ИЗДАТЕЛЬСТВО  ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

 

 

 

 

 

 

Введение. 4

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ.. 7

СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ... 7

Глава 1. Мотивация деятельности. 7

Глава 2. Характер, содержание и результативность умственной деятельности. 8

Глава 3. Разделение труда и формы его проявления. 9

Тестовые задания для оценки качества освоения раздела I 10

РАЗДЕЛ II. ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ.. 11

Глава 4. Сущность и соотношение процессов организации и управления. 11

Глава 5. Сущность и соотношение процессов самоорганизации и самоуправления. 12

Глава 6. Принципы сознательной, целесообразной деятельности. 13

Тестовые задания для оценки качества освоения раздела II 14

РАЗДЕЛ III. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ.. 15

Глава 7. Операции процесса организации. 15

Глава 8. Способы процесса организации. 16

Глава 9. Механизм процесса организации. 17

Тестовые задания для оценки качества освоения раздела III 18

РАЗДЕЛ IV. ПРОДУКТ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ - ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ... 18

Глава 10. Формализованное описание организационных систем.. 19

Глава 11. Организация хозяйственных систем.. 19

Глава 12. Организация производственных систем.. 20

Тестовые задания для оценки качества освоения раздела IV.. 21

РАЗДЕЛ V. СВОЙСТВА, СОСТОЯНИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ.. 21

Глава 13. Система параметров, характеризующих устройство, функциональные возможности и поведение организации. 22

Глава 14. Аудит и контроллинг поведения организации. 22

Тестовые задания для оценки качества освоения раздела V.. 23

РАЗДЕЛ VI. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.. 24

Глава 15. Предмет и методы организационного проектирования. 24

Глава 16. Проектирование должностей и служб аппарата управления. 25

Глава 17. Эффективность организационных решений. 26

Тестовые задания для оценки качества освоения раздела VI 26

Приложение 1. 27

Приложение 2. 28

Приложение 3. 28

Приложение 4. 28

Приложение 5. 28

Приложение 6. 28

Приложение 7. 28

Приложение 8. 28

 

Введение

Во все времена люди стремились удовлетворять свои потребности ценой наименьших затрат энергии и времени. Однако удавалось достигать желанных целей лишь тем, кто предварительно пытался тщательно организовать свои усилия. Каждый по-своему понимал содержание подготовительной работы. Чаще всего организаторская работа строилась на субъективных представлениях или опыте своих предков. Все это приводило к расточительному расходованию человеческих сил, энергии, сырьевых ресурсов и времени.

Чем меньше у людей оставалось такого рода ресурсов, тем настоятельнее и острее возникала проблема обобщения и закрепления человеческого опыта. Но и тогда, когда организационный фактор принимался в расчет, оставалось неясным то, каким образом лучше его материализовать. Организаторская работа строилась не на объективных закономерностях ее формирования и реализации, а чаще в меру искусства и таланта исполнителей.

Отличие данного учебника от известных аналогичных работ в предварительном изучении процесса организации, а не его продукта – организации, определенным образом зарегистрированной и принявшей правовую форму юридического лица.

Каково содержание организаторской деятельности?

Какие операции процесса организации позволяют осознать потребность в исходной информации, сформулировать конечную цель и ряд локальных, промежуточных, взаимосвязанных целей и задач, обеспечивающих их достижение?

Какими способами удается организовать не только идеи, но и определить необходимые для этого материальные и людские ресурсы, организовать самих людей?

Как на стадии замысла можно связать идеи, вещи и людей для совместных согласованных действий в реальном времени и пространстве? Ведь без этой связки дорогостоящий проект, воплощающий замысел, может так и не осуществиться. Наконец, каким образом организовать управляемое и управляющее устройства, посредством которых можно было бы управлять процессом достижения задуманного?

Лишь разобравшись в этих первоосновах сознательной, целесообразной человеческой деятельности, можно приступать к изучению организационного поведения созданного на стадии процесса организации его продукта, т.е. материализованного объекта управления (организации).

Структура учебника, набор иллюстраций, а также связь теоретического и прикладного материалов, логически обусловлены организацией учебного процесса по данной дисциплине. При этом акцент делается на более результативный процесс самообучения и выполнение самостоятельных работ, т.е. приобретение навыков использования организационного инструментария в работе менеджера.

Практическое применение теоретических положений – закономерностей формирования и развития сознательной, целесообразной человеческой деятельности и сформулированных на этой основе законов, принципов, способов, методов и приемов организаторской деятельности позволяет повысить степень обоснованности принимаемых решений, полнее и рачительнее использовать при этом ограниченные ресурсы. Это особенно важно и ценно при осуществлении крупномасштабных проектов, выработке и реализации инвестиционных программ, имеющих долговременные экономические и социальные последствия. Но еще важнее, оказывается, грамотная организация своей повседневной жизни, так как от этого зависит самочувствие и житейское состояние, как самого человека, так и его окружающих.

Теория организации как учебная дисциплина стала изучаться сравнительно недавно. Овладение основами теории организации позволяет увидеть проблему через призму не только общечеловеческого опыта, но и организационных отношений, характерных для эффективного развития того или иного дела, структурного, органического соотношения частей в целом. Содержание теории организации сравнимо с космосом, в котором постоянно происходят метаморфозы времени, энергии и пространства, обеспечивая в каждый момент динамическое равновесие между его частностями и общим состоянием, а также соблюдая строгую взаимосвязь и взаимодействие его структурных элементов в целом. Эта дисциплина – проникновение в тайны разума. Оказывается, она в равной мере полезна как рядовому менеджеру, так и руководителю любого ранга. Особенно она выгодна молодым предпринимателям, начинающим свое дело в бизнесе и предпринимательстве.

Изучение теории организации целесообразно вести после того, как студенты приобретут необходимые знания в области технических, экономических и правовых производственных отношений. В этом случае исключается дублирование материала на разъяснение функциональной структуры организуемого дела, поскольку этот материал становится для них предметом организации, знакомым и понятным из ряда дисциплин: философии, социологии, экономики, права, статистики, бухучета, информатики, технологии производства и др.

Методология подачи материала и последовательность изложения тем в учебнике даны таким образом, чтобы показать эволюцию формирования сознательной, целесообразной человеческой деятельности и практическую значимость используемых при этом теоретических положений. Это делается искусственно, чтобы отразить связь теории организации через ее этапы и способы с предметом конкретной человеческой деятельности и другими учебными дисциплинами, например, организацией производства, исследованием систем управления и т.п.

Такой подход к структуризации учебника и организации учебного процесса по данной дисциплине позволяет эффективнее построить семинарские занятия и самостоятельную работу студентов. По вопросам, не вошедшим в основной материал учебника, преподаватель ("семинарист") имеет возможность по тестовым заданиям и ключевым словам подвести студентов к самостоятельному осмыслению и более углубленному пониманию выбранной темы.

Теорию организации предлагается изучать так, как если бы самому студенту пришлось нечто организовать, выбрав для этого наилучший способ. А затем оценить результат своей организаторской деятельности, рассматривая ее продукт как организационную систему с соответствующими параметрами, свойствами и состоянием. Это позволяет поэтапно пробуждать у молодых специалистов логику системной аналитики, навыки организаторского мышления и умение практически организовать сначала простые, а затем все более сложные дела.

Такая организация учебного процесса позволяет видеть и анализировать первопричины успехов и неудач, синтезировать разрозненно полученные из различных дисциплин знания в целостные образования, ибо природа и любое дело не знают нашего разделения на науки. Наконец, в жизни каждого молодого специалиста наступает момент комбинирования и композиции различных знаний в единый организуемый образ. Данная наука приближает этот момент и помогает студентам в формировании навыков разработки системных концепций, выявления организационных резервов и постановки конкретного дела.

Отличие данного учебника не только в примате процесса организации над его продуктом – организационной системой, но и в количественной оценке организационных свойств и состояний, во взаимосвязи с результатами хозяйственной деятельности (поведения) организации.

Учебник подготовлен в соответствии с программой дисциплины «Теория организации», написанной в соавторстве с д.э.н., проф. Я.В. Радченко и  д.э.н., проф. М.Л. Разу, с расчётом на изучение дисциплины в следующих формах:

-         лекции, индивидуальные и групповые консультации;

-         самостоятельные работы студентов по закреплению знаний прочитанной темы или наиболее ёмкого учебного модуля и его практической значимости;

-         индивидуальные работы студентов исследовательского характера;

-         семинары-опросы для оперативного контроля результатов усвоения пройденного материала;

-         семинары-конференции с заслушиванием и обсуждением сообщений студентов по выбранным ими тематическим вопросам;

-         семинары-дискуссии по проблемам, недостаточно научно разработанным;

-         групповое обсуждение ситуаций, почерпнутых из производственной, деловой и коммерческой жизни по материалам прессы и других информационных источников;

-         коллективные обсуждения интересных или поучительных результатов индивидуально выполненных студенческих работ.

Для промежуточного подведения итогов усвоения учебного материала и оценки уровня знаний целесообразно в середине семестра выполнение контрольной работы. В ходе ее проведения каждому студенту предлагается письменно осветить два вопроса в течение одного аудиторного занятия. Рекомендуемый состав контрольных вопросов предусмотрен после каждой главы, а тестовые задания – после каждого раздела.

По завершении изучения дисциплины «Теория организации», в конце семестра, проводится в соответствии с учебным планом проверка готовности студентов к самостоятельной работе посредством зачета. Основанием для зачета является наличие конспекта лекций, комплекта самостоятельных работ (Приложения 1-8), знание их функционального назначения и принадлежности в качестве технологического приложения к той или иной теме изучаемой дисциплины.

Самостоятельные работы объединены в комплекс прикладных задач, ориентированных на определенную тематику курса. Каждая задача имеет 30 вариантов исходных данных. Номер варианта соответствует списочному номеру студента в административном журнале и сохраняется для всех задач самостоятельной работы.

Комплект самостоятельных прикладных работ имеет следующие темы:

1. Определение целостности организационной системы на примере условно замкнутого экономического региона с разнообразным набором производственных предприятий и бюджетных организаций. Требуется определить организационно-экономические параметры макромодели, обеспечивающие динамическое равновесие рыночных отношений в условно замкнутом регионе. В их числе:

-         годовой объем производства;

-         структура производственного капитала (органическое строение) на старте производства;

-         средняя норма прибавочного рабочего времени;

-         изменение массы совокупного продукта с ростом производительной силы труда на 6 % и новое органическое строение капитала;

-         система допустимых льготных тарифов (торговых скидок и наценок).

2. Распределение добавленной стоимости между товаровладельцем (товаропроизводителем) и бюджетом относительно объема партии реализуемого товара, заданной и рассчитанной в предыдущей задаче нормы прибавочного рабочего времени и уровня материальных затрат в %.

3. Определение структурного соотношения факторов производства по предложенным хозяйственным ситуациям с оценкой организационных и экономических результатов управленческой деятельности предприятия. Дать оценку также сложившемуся воспроизводственному балансу предприятия и тенденций структурных изменений в результате хозяйственной деятельности.

4. Определение бюджета службы маркетинговых исследований с оценкой результатов её деятельности:

-         рентабельности акционерного капитала;

-         чистой прибыли на 1 акцию;

-         дивидендов на 1 акцию;

-         дохода (цены) 1 акции.

5. Определение минимального по сложности варианта структурной реорганизации системы управления.

6. Определение уровня концентрации средств труда, средств производства и процесса производства.

7. Определение наиболее вероятной численности диспетчерской службы  с расчетом априорной и наиболее вероятной структуры состояний исследуемой организации в нормализованном режиме, в рабочем состоянии и в состоянии отказа.

8. Определение организационных параметров реального состояния предприятия и построение на их основе соответствующего параметрического контура с оценкой возможного повышения эффективности системы управления организацией.

Знание теоретических вопросов и умение использовать их для решения практических задач выявляются, как правило, на экзаменах. Образец экзаменационных вопросов и задач приводится в Приложении 10.

 

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ

СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

          Проблема: определить объективную основу для понимания сущности организаторской деятельности человека.

Глава 1. Мотивация деятельности                                                                                                    

            Цель: раскрыть динамическую структуру мотивации человеческой деятельности.

            Задачи: 1) показать исходные определители деятельности – потребности и возможности; 2) раскрыть механизм формирования интереса как активизирующего и движущего фактора деятельности; 3) определить ключевую роль сознания в формировании деятельности человека и его продукта; 4) объяснить природу появления желания, умения и опыта как слагаемых успешной работы; 5) оценить роль социума, совместимости, сплоченности и адаптивности  членов коллектива для обеспечения совместных согласованных действий.

Контрольные вопросы

1.      Что относится к мотивам человеческой деятельности?

2.      Каковы структурообразующие факторы человеческой деятельности?

3.      Что означает потребность, и в каких формах она проявляется?

4.      Что служит основной побудительной силой мыслительной деятельности?

5.      Что понимается под инстинктами и какова их природа?

6.      Природа разделения потребностей на первичные и вторичные?

7.      Каковы основные группы потребностей?

8.      Каковы метаморфозы мотивации деятельности человека, и в каких формах они проявляются?

9.      Что понимается под физиологической несовместимостью, каковы её природа и возможные последствия для общества?

10.  Содержание социально-психологических потребностей.

11.  Природа интеллектуальных потребностей.

12.  Содержание морально-этических потребностей.

13.  Состав репродуктивных потребностей.

14.  Что понимается под моральными ценностями, и каковы их главные функции?

15.  В чём проявляется (примеры) несовместимость по различным группам потребностей?

16.  Какова динамическая структура психологических свойств личности?

17.  Что понимается и какова природа направленности поведения личности?

18.  В каких формах проявляется структура направленности личности?

19.  Что понимается под мировоззрением человека, и в каких формах оно может проявляться?

20.  В чём проявляется способность личности?

21.  Отчего зависит активизация деятельности личности, и каким образом её возможно повысить?

22.  Каковы возможности манипуляции сознания и роль при этом воли человека?

23.  Что понимается под “сознанием” человека, и какова его роль в формировании деятельности?

24.  Каков механизм формирования образов реальной действительности?

25.  Какова взаимосвязь подсознания, интуиции и сознания?

26.  Назовите и прокомментируйте главные слагаемые успешной работы.

27.  Представьте схематично структуру любой деятельности в её логическом развитии.

28.  В каких формах проявляются атрибуты цели?

29.  Что понимается под “умением”, и каков механизм его формирования?

30.  Какой смысл заложен в понятие “социум”?

31.  В чём принципиальное отличие коллектива от рядовой контактной группы?

32.  Развитие контактной группы и различные формы её проявления.

33.  Психологическая совместимость и её роль в обеспечении совместных согласованных действий.

34.  Количественная оценка сплочённости и адаптивности членов коллектива.

35.  Методы исследования межличностных отношений и роль их в нормализации психологического климата в коллективе.

Глава 2. Характер, содержание и результативность умственной деятельности                   

Цель: раскрыть отличительные признаки умственной деятельности в процессе замысла и его осуществления.

            Задачи: 1) проследить формы проявления замысла и его реализации с момента осознания потребности до её удовлетворения; 2) показать взаимосвязь различных по характеру и результативности видов умственной деятельности; 3) объяснить смысловые понятия организации и организаторской деятельности; 4) пояснить механизм формирования и укрепления структуры отношений членов контактной группы.

Контрольные вопросы

1.      Из каких фаз слагается цикл сознательной, целесообразной человеческой деятельности?

2.      В чём принципиальное различие умственной деятельности в процессе замысла и его реализации?

3.      Каков характер начальной фазы сознательной, целесообразной человеческой деятельности?

4.      Что является побудительным мотивом любой человеческой деятельности?

5.      Каково содержание начальной фазы человеческой деятельности?

6.      С чего начинается и чем завершается каждая фаза сознательной, целесообразной деятельности?

7.      Как различаются по характеру и содержанию виды человеческой деятельности, какими они могут оказаться по результативности и в зависимости от чего?

8.      Что отличает отраслевую специфику человеческой деятельности?

9.      Что лежит в основе смысловых значений понятия организации?

10.  Каково содержание понятия организаторской деятельности?

11.  Что является результатом организаторской деятельности?

12.  Во что превращается продукт процесса организации при его осуществлении?

13.  В чём проявляется индивидуальность, отличительная особенность организационной системы?

14.  Какие из понятий организации характеризуют качество её функционирования?

15.  Каким образом обеспечивается целостность организации?

16.  Каковы структурообразующие функции целого организма?

17.  Что понимается под информированием и какова роль этой функции в сохранении организации как целостной системы?

18.  В каких конкретных формах проявляется информирование?

19.  Чем, прежде всего, обусловлено и определяется внутреннее устройство и развитие организма?

20.  Что следует понимать под структурой и как её можно формально выразить?

21.  На чём строятся и держатся деловые отношения людей?

22.  От чего зависит надежность и работоспособность организации?

23.  Что понимается под функцией?

24.  В чём принципиальное различие между связью и отношением?

25.  Что в организации связано, а что находится в отношении?

26.  Каковы полярные отношения субъектов, в чём они проявляются и как влияют на прочность функциональных связей?

27.  Как отобразить схематично механизм формирования и укрепления либо разрушения функциональных связей?

28.  Какова роль отношений субъектов организации в становлении и укреплении её функциональных связей?

Глава 3. Разделение труда и формы его проявления                                                                   

Цель: раскрыть виды разделения труда как структурообразующий фактор и влияние их на отношения собственности при классификации предметов организации и  управления.

            Задачи: 1) объяснить природу разделения труда и отношения собственности; 2) охарактеризовать естественное и функциональное разделение труда; 3) проанализировать виды общественного разделения труда; 4) раскрыть специфику технологического и технического разделения труда; 5) показать и оценить перспективы развития разделения труда.

Контрольные вопросы

1.      Какова природа разделения труда?

2.      Какова взаимосвязь между разделением труда и собственностью?

3.      Чем предопределяется разделение труда  и его развитие?

4.      Какие виды разделения труда развивались на базе первичных исторических отношений людей?

5.      Что порождает конкуренцию?

6.      Что понимается под кооперацией, в чем её достоинства и проблемы?

7.      Что характеризует вид разделения труда?

8.      В чём проявляется функциональное разделение труда и людей?

9.      Чем обусловлено появление общественного разделения труда?

10.  Какова природа и формы проявления авторитарно-организационного разделения труда?

11.  Что означает и характеризует квалификация?

12.  В чём проявляется и какова природа технического разделения труда?

13.  Что характеризуют вещественная и общественная стороны разделения труда?

14.  В чем принципиальная разница между техническим, технологическим и общественным разделением труда?

15.  Что общего между технологическим и хозяйственным разделением труда и что их различает?

16.  Как отражается в обществе и на предприятии разделение труда?

17.  Каковы формы проявления функционального разделения труда в его видах?

18.  Как разделяются люди по их отношению и способности к труду при авторитарно-организационном разделении труда?

19.  То же при технологическом разделении труда?

20.  То же при техническом разделении труда?

21.  То же при функциональном разделении труда?

22.  Как разделяются люди по роду занятий в удобной для этого форме кооперации?

23.  Каковы перспективы развития различных видов разделения труда по мере механизации и автоматизации производства?

24.  Каковы перспективы развития разделения труда по мере компьютеризации и автоматизации системы управления  производством?

            Тестовые задания для оценки качества освоения раздела I                                         

(отметить верные ответы)

1.      Исходные определители человеческой деятельности:

[] Рабочие машины. [] Товаровладельцы. [] Потребности и возможности. [] Задание руководителя.

2.      Основные группы потребностей:

[] Общественные. [] Физиологические. [] Административные. [] Организационные. [] Социально-психологические. [] Интеллектуальные. [] Технические. [] Морально-этические. []Репродуктивные. [] Экономические. [] Управленческие.

3.      Формы проявления отношений собственности:

[]Владение. []Пользование. []Распоряжение. []Расстановка. []Стимулирование. []Распределение условий и продуктов производства. []Простое воспроизводство. []Защита средств и продуктов производства.

4.      Возможности физиологической несовместимости:

[]Различные группы крови. []Состояние здоровья. []Различные размеры головного убора. []Цвет волос.

5.      Возможности социально-психологической несовместимости:

[]Одинаковая эмоциональная реакция. []Различные формы отдыха. []Невыполнение функциональных обязанностей. []Совпадения в оценках поведения других.

6.      Признаками  интеллектуальной несовместимости являются:

[]Раздвоение интересов. []Убедительные аргументы доводов. []Увлечение друга пошлыми анекдотами.

7.      Возможности  морально-этической несовместимости:

[]Различные идеалы. []Игнорирование курящими интересов некурящих. []Различный размер обуви. []Режим питания. []Несовпадение режимов сна и отдыха.

8.      Признаки  репродуктивной  несовместимости:

[]Утрата взаимного доверия. []Нарушение супружеской верности. []Защита чужого ребенка.

9.      Интерес – это:

[]Смутная потребность.  []Форма направленности. []Повышенная познавательная потребность.

10.  Формы проявления замысла:

[]Формулировка цели. []Корректировка. []Контроль исполнения. []План действий. []Согласование. []Поиск способа достижения цели. []Обобщение опыта.

11.  Формы проявления реализации замысла:

[]Определение проблемы. []Выдача команды. []Контроль исполнения. []Стимулирование.

12.  По результативности деятельность может оказаться:

[]Творческой. []Созидательной. []Разрушительной. []Паразитирующей. []Корректирующей.

13.  По характеру и содержанию умственная деятельность бывает:

[]Организаторская. []Созидательная. []Управленческая. []Разрушительная. []Философская.

14.  Процесс организации – это:

[]Функция сознательной деятельности. []Создание, учреждение чего-либо. []Подготовка, устройство чего-либо. []Контроль исполнения. []Объединение, мобилизация кого-либо. []Упорядочение чего-либо.

15.  Продуктом процесса организации являются:

[]Организационное решение. []Организационная система. []План диверсии. []Отчет об исполнении задания.

16.  Соотношение понятий «организация» и «управление»:

[]Организация – есть функция управления. []Организация – это инструмент управления. []Функции сознательной целесообразной человеческой деятельности. []Управление  - это элемент организующего начала.

17.  Что понимается в житейском смысле под организацией?

[]Устройство чего-либо. []Документальный учет. []Функция управления. []Государственное учреждение. []Единство сложной совокупности элементов. []Формирование любой целесообразной деятельности и ее продукта.

18.  Отношения, укрепляющие структуру:

[]Трудолюбие. []Безответственность. []Антипатия. []Лицемерие. []Недобросовестность. []Аккуратность. []Доброжелательность. []Искренность. []Доверие.

19.  Формы проявления одномоментного акта:

[]Накопление. []Концентрация. []Разделение труда. []Поощрение. []Специализация. []Наказание. []Кооперация.

20.  Формы проявления функционального разделения труда в его видах:

[]Производящий. []Физический. []Тяжелый. []Руководящий. []Охраняющий. []Творческий. []Информирующий. []Легкий.

21.  Формы проявления технического разделения труда в его видах:

[]Полезный. []Основной. []Производительный. []Вспомогательный. []Опасный. []Обслуживающий. []Хозяйственный. []Домашний.

22.  Формы проявления авторитарно-организационного  разделения труда в его видах:

[]Легкий. []Умственный. []Нормальный. []Физический. []Тяжелый.

РАЗДЕЛ II. ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ

Проблема: объяснить место процесса организации в цикле сознательной целесообразной человеческой деятельности.

Глава 4. Сущность и соотношение процессов организации и управления                            

          Цель: раскрыть сущность и объяснить соотношение процессов организации и управления.

            Задачи: 1) показать развитие организаторской деятельности и её современное представление; 2) выявить объективные основы процесса организации; 3) описать опыт процесса организации; 4) обосновать соотношение процессов организации и управления; 5) объяснить образование иерархии в системе управления организацией.

Контрольные вопросы

1.      Какова роль зодчества в развитии научной организации человеческой деятельности?

2.      Какова заслуга «Тектологии» Богданова А.А. в развитии организационной науки?

3.      В чем суть концепции богдановской организационной науки?

4.      В чем ценность монографического исследования  Я. Зеленевского «Организация трудовых коллективов» и каков главный её недостаток?

5.      В чем достоинства и недостатки праксеологического аспекта организации труда Т. Котарбинского?

6.      Каковы объективные основы процесса организации для толкования смысловых значений понятий организации?

7.      Что служит объектом процесса организации?

8.      Что является предметом процесса организации в прикладном аспекте?

9.      В чем состоит основная задача процесса организации?

10.  Что понимается под процессом организации в составе сознательной человеческой деятельности?

11.  Что является продуктом процесса организации?

12.  Что требуется осуществить для организации любого дела?

13.  Чья деятельность наиболее показательна для обобщения опыта процесса организации и почему?

14.  Каковы главные вехи мобилизации творческой активности людей и предмет организаторской деятельности в период подготовки Октябрьской революции?

15.  Каков ряд последовательных стадий и социальных фактов проявляется в процессе организаторской деятельности в канун Октябрьской революции?

16.  Каковы главные аргументы в доказательстве причинно-следственной связи процессов организации и управления относительно одного и того же предмета деятельности?

17.  Из каких последовательно реализуемых фаз слагается цикл самоуправления в достижении любой цели?

18.  Что такое иерархический уровень руководства и как он формируется?

19.  Что понимается под хозяйственным уровнем руководства и сколько их?

20.  Что понимается под административно-авторитарным уровнем, какова его природа и сколько их на каждом хозяйственном уровне руководства?

21.  Какова субординация функциональных отношений элементов самоуправления, логически выстраиваемых над управляемым процессом?

22.  Какую роль в структуризации вертикали власти - иерархии системы управления - выполняет контур отношений «управление-подчинение», и какова его форма обратной связи?

Глава 5. Сущность и соотношение процессов самоорганизации и самоуправления                

Цель: раскрыть сущность, содержание и соотношение процессов самоорганизации и самоуправления.

Задачи: 1) показать функциональную роль самоорганизации в цикле самоуправления; 2) описать изучение ошибок, анализ успехов и неудач в процессе организации и управления; 3) пояснить важность обобщения и закрепления положительного опыта; 4) объяснить необходимость нормализации предметов и продуктов деятельности; 5) раскрыть объективную основу и потенциальные возможности обучения, передачи накопленного опыта и знаний.

Контрольные вопросы

1.      Что означает самоуправление в широком и узком смыслах?

2.      Что собой представляет механизм народовластия?

3.      Из каких основных процессов состоит цикл самоуправления, и в каком соотношении они находятся относительно одного и того же предмета труда?

4.      Какова функциональная роль самоорганизации в цикле самоуправления?

5.      Какое множество элементов правомерно называть системой?

6.      В чём характерное отличие организационной системы?

7.      Чем обусловлен выбор трех структурных аспектов описания системы?

8.      Чем определяется функциональное назначение системы?

9.      Какую форму компоновки непустого множества элементов можно называть структурой?

10.  Что является организационной основой для формирования информационной и морфологической структур всякой системы?

11.  Какое представление и о чём даёт информационное описание системы?

12.  Какую форму системы отображает морфологическое описание?

13.  Из каких неделимых далее без потери смысла “целого” морфологических единиц состоит организационная система?

14.  Какие функциональные элементы можно выделить в концептуальной модели процесса организации?

15.  Что следует отнести к способам организации идей?

16.  Что является способами организации вещей?

17.  Какие способы используются для организации людей?

18.  Что можно отнести к способам процесса организации взаимосвязи и взаимодействия идей, вещей и людей в реальном времени и пространстве?

19.  Какие этапы процесса организации связаны с подготовкой организационного решения?

20.  Какие важнейшие операции процесса организации входят в заключительный этап подготовки решения?

21.  Какие характерные операции процесса организации можно выделить на этапе осознания проблемы?

22.  Из каких характерных операций процесса организации состоит этап поиска наилучших путей и средств достижения конечной цели?

23.  В какой предварительной обработке нуждается информация при сборе данных в условиях определенности и неопределенности для достоверного принятия управленческого решения?

24.  Каковы категории систем и системного анализа?

25.  Каковы подходы к обобщению и закреплению положительного опыта в процессе организации и управления и чем они вызваны?

26.  Какова последовательность формирования и взаимосвязь основных организационных документов?

27.  Что представляет собой Организационно-технологическая нормаль управления и что служит основанием для её разработки?

28.  Каков алгоритм составления Карты управленческих работ, и по какому поводу она составляется?

29.  Что понимается под нормализацией, какова её цель и задачи?

30.  Что поддается стандартизации среди элементов управленческой деятельности, какова её цель и потенциальные возможности?

31.  Какое воздействие оказывает нормализация на процессы и работников организа­ции и управления производством?

Глава 6. Принципы сознательной, целесообразной деятельности                                       

            Цель: обосновать принципы сознательной, целесообразной человеческой деятельности.

            Задачи: 1) выявить общие принципы процесса организации; 2) дать соотношение понятий и принципов управления; 3) описать принципы самоорганизации; 4) раскрыть принципы самоуправления.

Контрольные вопросы

1.      Что представляют собой принципы процесса организации?

2.      С какими принципами процесса организации корреспондируют 5 и 6-й принципы управления?

3.      Каким образом обеспечить в процессе организации выбор главного направления деятельности?

4.      Что является критерием конкурентоспособности?

5.      Что такое конкуренция?

6.      Чем обусловлено подчинение организационной формы целям и задачам организации?

7.      Чем обусловлено обеспечение совместных, согласованных действий производительных сил организации?

8.      В каком соотношении находятся ритмы функционирования технически разделенных элементов организации?

9.      Что означает принцип диалектического соотношения структурных образований организационной системы?

10.  Что является объектами исследования в строительстве?

11.  Что служит объектом управления в капитальном строительстве?

12.  Что служит предметом управления в строительстве?

13.  Что называется управленческой работой и как она формируется?

14.  В чём проявляется на практике принцип концентрации внимания и усилий на слабых звеньях?

15.  Чем обусловлена необходимость дифференцированного подхода к решению организационных задач и объектам управления?

16.  Чем вызвана и в чём проявляется гибкость хозяйственной политики при выбранной стратегии поведения?

17.  Что понимается под единоначалием и в чем оно проявляется организационно?

18.  Что является источником сознательного руководства развитием всякого объекта, процесса, явления?

19.  В чём проявляются внутренние и внешние противоречия?

20.  Что является единственным условием получения максимальной прибыли в процессе реализации оптимального плана?

21.  В чём смысл принципа Л.С. Понтрягина при организации оптимальной траектории достижения конечной цели?

22.  В чем проявляется, что исключает и что стимулирует принцип демократического централизма?

23.  Какова практическая значимость принципа сознательного искусственного отбора?

24.  Чем обусловлена необходимость совместных согласованных действий производительных сил организации?

25.  В чём проявляются внутренние противоречия организации?

26.  В чём проявляются и что означают внешние противоречия исследуемого объекта?

27.  Что означает единство противоположностей объекта?

28.  Чем характеризуется и в чём проявляется борьба противоположностей?

29.  Что означает «разрешение противоречия»?

30.  Какие существуют способы разрешения противоречия?

       Тестовые задания для оценки качества освоения раздела II                                     

(отметить верные ответы)

1.Что понимается под детерминизмом?

[]Философское течение XVIII века.  []Принцип процесса организации.  []Признание объективной причинности. []Определение.

2. Какие принципы процесса организации учитывают системный постулат?

[]Второй и пятый.   []Таких нет.   []Все 12.

3. Депутат Государственной Думы – это профессия или форма политической связи граждан РФ  и государства?

[]Временная профессия.   []Форма политической связи.  []Политическая специальность.

4. Что является критерием конкурентоспособности?

[]Качество продукции.  []Прибыль.   []Объем производства.  []Цена товара.   []Использование новой технологии.  []Производительная сила труда.  []Реклама. []Превышение выручки над издержками.  []Низкая себестоимость.

5. На каком этапе человеческой деятельности закладывается и проявляется принцип обеспечения совместных, согласованных действий?

[]Закладывается в процессе организации, проявляется в процессе управления. []На этапе замысла.  []На этапе реализации замысла.  []В процессе самоорганизации.

6. В какой форме может осуществляться участие граждан в осуществлении государственной власти?

[]В непосредственной. []В опосредованной. []В индивидуальной и коллективной. []Во время празднования дня конституции.

7. Какой блок технического разделения труда определяет субординацию ритмов функционирования организации?

[]Блок хозяйственной деятельности.  []Блок обслуживающего производства.  []Блок основного производства.  []Блок вспомогательного производства.

8. Какое из структурных образований системы является исходным?

[]Структура свойств и состояний.  []Информационная структура.  []Морфологическая структура.  []Предметно-целевая структура.  []Функциональная структура.

9. Что является объектом управления?

[]То, что способно находиться в динамике, в развитии. []То, на что можно воздействовать. []То, что можно описать системными категориями.

10Что из перечисленного может служить предметом управления?

[]Книга.  []Администрация.  []Проект строительства объекта.  []Инвестиционный процесс.

11. Что называется управленческой работой?

[]Трансформация цели.  []Обращение субъекта к предмету управления.  []Прогнозирование.

12. В чем проявляется принцип концентрации внимания и усилий на слабых звеньях?

[]Выявление “узких мест” в производстве.  []Определение критических путей. []Разработка стратегии поведения организации.

13. Какой из распорядительных центров обладает большей гибкостью?

[]Организационный лаг=3; управленческий–5.  []Организационный лаг=2; управленческий-4.

14. При наличии оптимального плана, что является необходимым и достаточным условием для получения максимальной прибыли?

[]Согласованная ритмичная работа;   []Принятие повышенных обязательств;  []Перевыполнение плана.

15. Что означает кумулята достижения цели в области организации?

[]Поведение организации;   []Траекторию достижения цели;  []Отображение ритма.

16. В чём суть принципа Понтрягина?

[]В динамическом равновесии системы;  []Если управление оптимально, фактическая кумулята совпадает с расчетной траекторией;  []Локальные цели строго фиксированы.

 

РАЗДЕЛ III. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ

            Проблема: выявить операции процесса организации с их промежуточными продуктами в логической последовательности их осуществления.

Глава 7. Операции процесса организации

            Цель: описать операции процесса организации и связанный с организаторской деятельностью инструментарий.

            Задачи: 1) раскрыть методы структурного анализа, сбора, хранения, обработки и отображения информации для осознания побудительных мотивов деятельности; 2) объяснить роль и методы прогнозирования потребностей и возможностей; 3) описать правила формулировки глобальной цели, трансформации, уточнения и ранжирования локальных целей и задач в условиях ограниченных ресурсов; 4) охарактеризовать методы и приемы  моделирования способов с обоснованием альтернатив достижения целей; 5) проследить процедуры формулировки проектов, согласования и принятия организационных решений.

Контрольные вопросы

  1. С какой операции начинается процесс организации и как формально она проявляется?
  2. Что называют простой и сложной системой?
  3. Какую связь элементов системы называют цепью, а какую – путем?
  4. Что образует иерархию системы?
  5. Какой элемент называют мажорантой, а какой – минорантой?
  6. Какую роль в анализе и синтезе сложных систем выполняет разбиение?
  7. Что понимается под информацией?
  8. Какие виды информации используются в организации производственных систем?
  9. Какие свойства информации определяют её качество?
  10. В зависимости от функционального назначения и связи с внешней средой каким может быть элемент системы?
  11. Какие виды связей, характерные для взаимодействия элементов, различают в сложных системах (организациях)?
  12. В каких графических формах могут отображаться ряды распределений случайных величин?
  13. Какие элементы объединяет системное описание процесса прогнозирования?
  14. Какие виды прогноза используются организатором в своей деятельности?
  15. От чего зависит выбор метода и техники прогнозирования?
  16. Что включает в себя понятие «технология процесса прогнозирования»?
  17. Каковы атрибуты цели, характеризующие полноту её формулировки?
  18. Каковы назначение, устройство и ориентация дерева целей?
  19. Зачем нужна качественная оценка дерева целей?
  20. Когда и зачем требуется количественная оценка параметров дерева целей?
  21. Что является мерилом эффективности достижения цели?
  22. Когда возможно использование мультиграфа альтернатив достижения конечной цели, и каковы возможны формулировки целевых функций?
  23.  Что понимается под моделированием в процессе организации?
  24. От чего зависит выбор модели и способа моделирования?
  25. Какие известны разновидности концептуальных моделей, их возможности, достоинства и недостатки?
  26. Природа двойственных задач линейного программирования, их возможность и область использования аналитиком?
  27. К чему сводится оптимальная политика поведения игрока с Природой?
  28. В чем сущность формулы Байеса как инструментария организатора?
  29. Какие графические модели используются в процессе организации?
  30. Что означает операция согласования в процессе управления?
  31. Какие формы принятия организационных решений возможны в условиях многоукладной экономики?

Глава 8. Способы процесса организации

            Цель: раскрыть способы процесса организации.

            Задачи: 1) показать способы организации идей и формы проявления организационных решений, т.е.  результатов организаторской деятельности; 2) пояснить способы организации вещей; 3) перечислить способы организации людей; 4) назвать способы организации взаимосвязи идей, вещей и людей в реальном времени и пространстве.

Контрольные вопросы

  1. Чем обусловлено многообразие способов организации?
  2. Что общее в способах организации и чем они отличаются друг от друга?
  3. Какие характерные способы процесса организации используются на стадии организации идей?
  4. Что является предметом того или иного способа организации и как его практически определить?
  5. Какие используются формы и методы принятия организационных решений, чем определяется их выбор?
  6. Что объединяет модель цикла самоуправления воспроизводством строительной продукции, и на использование каких способов организации она рассчитана?
  7. Какова функциональная роль первого уровня балансовой проверки и обоснования организационного решения?
  8. Какова функциональная роль второго уровня балансовой проверки и обоснования организационного решения?
  9. Какова функциональная роль третьего уровня балансовой проверки и обоснования организационного решения?
  10.  С каких функциональных модулей начинаются и чем заканчиваются процессы организации, управления и самоорганизации?
  11. Какие математические методы используются при решении задач на стадии организации идей?
  12.  Что служит предметом организации на стадии организации идей?
  13.  Что служит предметом организации на стадии организации вещей?
  14.  Что служит предметом организации на стадии организации людей?
  15.  Какие средства организаторской деятельности используются на заключительной стадии процесса организации?
  16.  При каких условиях возможно заниматься организацией людей, и что для этого требуется предварительно осуществить?
  17.  Какие ответы можно получить, используя непосредственную и опосредованные оценки отношения респондентов к своим коллегам?
  18.  Какие организационные документы раскрывают взаимосвязь и взаимодействие идей, вещей и людей в реальном времени и пространстве?
  19.  В чем принципиальное отличие сопряженного мультиграфа от обычного и для каких объектов управления правомочно его использовать в качестве имитационной модели?
  20.  С помощью какого инструментария можно отобрать оптимальный по времени сетевой график из многочисленных его альтернатив?
  21.  Чем практически отличается оптимальный по времени сетевой график от многочисленных его альтернативных вариантов?

Глава 9. Механизм процесса организации

Цель: раскрыть механизм процесса организации.

Задачи: 1) описать учет общественных потребностей и рыночной конъюнктуры; 2) объяснить действие объективных законов организации и экономики; 3) пояснить учет законодательных актов, правил, норм и нормативов; 4) изложить критерии обоснования вариантов достижения цели; 5) отобразить информационную структуру процесса организации.

Контрольные вопросы

1.      О каких возможностях исследуемой системы дает представление её информационное описание?

2.      Что понимается под альтернативной стоимостью?

3.      Какие функции в рыночных условиях выполняет цена?

4.      Что означает цена равновесия или рыночная цена?

5.      Чем характеризуется и в чём проявляется совершенная форма конкуренции?

6.      Как влияют изменения спроса и предложения на рыночные цены?

7.      Какие структуры рынка характеризуют несовершенную конкуренцию?

8.      Что означает олигополия и какие последствия рыночных отношений она вызывает?

9.      Почему государство вынуждено допускать легальную монополию, и чем чреват переход в чистую монополию?

10.   В чём проявляется искажение конкуренции олигополией?

11.   Что приводит к искажению учета общественных потребностей и ошибочному определению экономического роста?

12.   Каким образом удается проникать в сущность органического устройства исследуемого объекта?

13.   Какую роль в организаторской деятельности выполняет знание законов организации?

14.   В чем проявляется закон конкуренции и в чём его практическая значимость?

15.   Что означает закон органического строения целого?

16.   В чем проявляется закон ритмичности организации?

17.   В чем суть закона самоорганизации?

18.   Что означает закон предельных отношений порядка?

19.   Что отражает и в чём проявляется закон экономии времени?

20.   Как действует закон стоимости, в чем он проявляется, какова его практическая польза?

21.   Каковы организационно-правовые формы юридического лица в нашей стране?

22.   В каких организационно-правовых формах проявляются хозяйственные товарищества и общества?

23.   В чем принципиальное отличие некоммерческих организаций и какой смысл их существования в рыночной экономике?

24.   Что составляет основу критериев обоснования вариантов достижения целей?

25.   На каком структурном отображении исследуемой системы основано информационное описание, и в каких сетевых композициях оно проявляется?

Тестовые задания для оценки качества освоения раздела III

(отметить верные ответы)

  1. Символикой и терминологией каких наук пользуется теория организации?

[]Теория множеств.  []Экономическая география.  []Теория графов. []Математическая логика. []Теория вероятностей. []Кибернетика. []Геология.

2. Сумма или объединение двух множеств А и В обозначается через:

[] - AB.  [] - AB.  []- АВ. [] - АВ.  []- АВ.

      3. Произведение или пересечение двух множеств А и В обозначается через:        

[]- AB.  []- AB.  [] - АВ. [] - АВ.  [] - АВ.

      4. Какие свойства определяют качество информации?

[] - входящая.  [] - выборочная.  [] - актуальная.  [] - вторичная. [] - достоверная.  [] - субъективная

      5. Средства графического отображения рядов распределения:

[] - гистограмма.  [] - сетевой график.  [] - полигон.  [] - диаграмма.  [] - функциональная матрица.

      6. Виды прогноза?

[] - поисковый.  [] - нормативный.  [] - стандартный.  [] - оперативный.  [] - структурированный.

      7. Сколько ветвей дерева цели рекомендуется?

[] - две.  [] - три.   [] - четыре.  [] - пять.   [] - шесть.  [] - семь.  [] - восемь.  [] - девять.  [] - десять.

      8. Целевая функция выражает отношение:

[] - средства/средства.  [] - средства/ затраты.  [] - затраты/результат.  [] - цель/средства.

      9. Какие графические модели используются для отображения предметно-целевой структуры исследуемого объекта?

[] - дерево решений. [] - дерево целей. [] - граф состояний. [] - документограмма.

   10. Из каких элементов состоит дерево целей?

[] - ветвей, листьев и ствола. [] - ветвей, уровней абстрагирования целей, локальных вершин и связывающих вершины ребер. [] - ветвей, целей и задач.

   11. Что выражают в обобщенном виде графические символы топологии технологических процессов?

[] - циклично повторяемые блоки производственных функций; [] - материальные носители; [] - инженерные решения по организации производства.

   12. Чем отличается график от топологии процессов?

[] - наличием кружков;  [] - наличием временных параметров; [] - отсутствием графических символов.

   13. С помощью каких графических приемов можно отобразить функциональную структуру системы?

[] - элементами топологии технологических процессов. [] - разбиением.  [] - функциональной матрицей. [] - логико-информационной схемой.

   14. Что служит основой для отображения информационной структуры исследуемого объекта?

[] - морфологическая структура; [] - дерево целей;  [] - функциональная структура.

   15. Чем регулируется интенсивность материальных потоков?  

[] - ритмичной организацией процессов;  [] - системой регуляторов;  [] - нормами и нормативами.

РАЗДЕЛ IV. ПРОДУКТ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ - ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

            Проблема: описать организационную систему как продукт процесса организации.

Глава 10. Формализованное описание организационных систем

            Цель: дать общее представление и отметить отличительные особенности организационных систем.

            Задачи: 1) показать отличительные особенности организационных систем; 2) обосновать принципы формирования, функционирования и развития организационных систем; 3) определить элементы системного и структурного анализа организаций; 4) объяснить содержание рекуррентных отношений структурных элементов системы.

Контрольные вопросы

  1. В чем принципиальное отличие организационных систем от других видов?
  2. Какими свойствами обладают элементы организационных систем?
  3. В какой форме проявляются объекты организационных систем?
  4. Какие связи преимущественно характерны для организационных систем?
  5. Как формируются и какую роль играют отношения в организационных системах?
  6. Что понимается под свойствами организационных систем?
  7. Что выражают свойства организационных систем?
  8. Что выражают состояния организационных систем?
  9. Что означает внешняя среда организационной системы?
  10.  Чем определяются внутренние и внешние границы организационных систем?
  11.  Что понимается под окружающей средой организации?
  12.  При каких принципиальных условиях возможна самоорганизация системы?
  13.  Когда появляется потребность в саморегулировании системы?
  14.  Каковы принципы формирования, функционирования и развития организационных систем?
  15.  Каковы объективные основы формулирования принципа целенаправленного поведения организационной системы?
  16.  Что означает принцип пропорциональности для организационной системы?
  17.  Что общего и в чем разница между принципами конкурентоспособности и эффективности организационных систем?
  18.  Каковы основные элементы системного анализа организаций?
  19.  Какую информацию дает структурный анализ организации?
  20.  Как определить границы исследуемого объекта?
  21.  По каким признакам определяется функциональное назначение организации и её подразделений?
  22.  Какие отношения называют рекуррентными?
  23.  Как выглядят рекуррентные отношения многофакторных структур целого

и составных его частей?

  1. Какую роль играет степень информированности элементов организационных систем?
  2. Что выражает главная диагональ матрицы рекуррентных отношений?
  3.  Что означает каждая ячейка матрицы РОСЭС?
  4.  В какой зависимости находятся ячейки колонки и одной и той же графы РОСЭС?

Глава 11. Организация хозяйственных систем

            Цель: раскрыть композиционную организацию хозяйственных систем.

            Задачи: 1) показать возможность организации общества с эквивалентным обменом хозяйствующих субъектов при сохранении динамического равновесия между производством и потреблением; 2) описать устройство в обществе хозяйственных систем; 3) охарактеризовать стратегию и тактику поведения хозяйственных систем; 4) раскрыть природу конкурентоспособности хозяйственной системы.

Контрольные вопросы

  1. Что понимается под хозяйственной системой?
  2. Возможен ли в рыночных условиях эквивалентный обмен хозяйствующих субъектов?
  3. Какова функциональная роль рынка в процессе обмена?
  4. В чем принципиальные недостатки организации существующей системы калькулирования и документального учета производственной деятельности?
  5. Что несет в себе обществу многократный повторный счет и в чем он проявляется?
  6. Какой макромоделью можно смоделировать эквивалентный обмен в обществе?
  7. Каковы возможности организационного инструментария в форме матрицы РОСЭС?
  8. Что означает каждый элемент матрицы РОСЭС?
  9. Как определить норму прибавочного рабочего времени расширенного воспроизводства?
  10. Как определить долю товаропроизводителя и долю общества в общей массе прибавочной стоимости?
  11. Каково композиционное устройство в обществе хозяйственных систем?
  12. Каков ключевой элемент хозяйственной системы и какая миссия возложена на него в силу общественного разделения труда?
  13. Как взаимодействуют функциональные органы и структурные элементы организационных систем на федеральном уровне и на уровне хозяйственных систем?
  14. Какой способностью должны обладать организационные системы, чтобы обеспечивать своё целенаправленное развитие?
  15. Что понимается под тезаурусом и какую роль он призван играть в организационной системе?
  16. Всякая ли информация относится к понятию тезауруса?
  17. Что понимается под стратегией организации и что может стать предметом её стратегического планирования?
  18. Каковы сложности выработки стратегии организации и чем они обусловлены?
  19. Что понимается под конкурентоспособностью хозяйственной системы?
  20. Каков критерий конкурентоспособности организации?

Глава 12. Организация производственных систем

            Цель: раскрыть композиционную организацию и возможности производственных систем.

            Задачи: 1) определить функциональное назначение производственных систем и связь их с хозяйственными системами; 2) обосновать принципы формирования, функционирования и развития производственных систем; 3) показать возможности и технику моделирования производственных систем в строительстве.

Контрольные вопросы

  1. Что понимается под производственной системой?
  2. Какова миссия производственной системы?
  3. Каковы отличительные особенности организационных систем?
  4. Какие элементы объединения и пересечения составляют основу производственных систем?
  5. Что служит основанием для классификации организационных систем?
  6. В чём состоит отличительная особенность производственной системы?
  7. Как распределяются обязанности между хозяйственной системой и её производственной подсистемой?
  8. Какие виды организационных систем – результат хозяйственной кооперации?
  9. Какие разновидности производственных систем можно выделить в соответствии с производственной кооперацией?
  10.  В чём проявляется отраслевая специализация производственных систем?
  11.  По каким признакам можно обнаружить технологическую специализацию производственной системы?
  12.  Что означает комбинирование организационных систем?
  13.  На какие виды распределяются производственные системы по размеру их деятельности?
  14.  Каковы тенденции в изменении уровня технического развития производственных систем с изменением размеров их деятельности и чем это можно объяснить?
  15.  Как подразделяются производственные системы по уровню технического развития производства?
  16.  Как разделяются производственные системы в зависимости от дислокации их производительных сил?
  17.  В чём проявляется способность производственных систем к самоуправлению и на какие виды они подразделяются?
  18.  На что влияет в производственной системе интенсивность и характер развития основного производства?
  19.  Как группируются производственные системы в зависимости от характера адаптации их к внешней среде?
  20.  Какие важные идеи и акценты несут принципы формирования, функционирования и развития производственных систем?
  21.  Как учитывается техническое разделение труда при моделировании производственных систем?
  22.  Как взаимодействуют блоки производства и как при этом можно выделить функции производственной системы, выступающие в роли предмета организации и управления?
  23.  Каким образом можно описать поведение производственной системы и дать ему оценку? 

Тестовые задания для оценки качества освоения раздела IV

(отметить верные ответы)

  1. Организационная система отличается от технической:

[] - размерами;  [] - стабильностью;  [] - гибкостью;  [] - адаптивностью;  [] - наличием самоуправляемых субъектов;

2.     Хозяйственная система предназначена для

[] - оказания услуг;  [] - создания и совершенствования продукта;  [] - развития технологии производства;  [] - распределения добавленной стоимости.

3.     Производственная система предназначена для

[] - изготовления продукта и совершенствования технологии изготовления; [] - оказания услуг;  [] - создания и совершенствования продукта;  [] - распределения добавленной стоимости.

4.     Адаптация производственной системы означает:

[] - распределения добавленной стоимости.  [] - участие в принятии решения; [] - приспособление к изменяющимся условиям.

  1. Производственная ситуация – это:

[] - сложившиеся объективные условия;  [] - запланированный режим производства;  [] - состояние, близкое к банкротству.

  1. Рабочее состояние производственной системы есть:

[] - стабилизовавшееся состояние работы;  [] - нормальный режим работы;  [] - способность осуществлять функции.

  1. Фиксажная точка – это:

[] - технологическая пауза;  [] - разрыв потока с передачей прав собственности;  [] - технологическое разделение операций.

8.     Матрица рекуррентных отношений структурных элементов системы характеризует:

[] - развитие системы;  [] - органическое строение целого в зависимости от органического строения входящих в него частей; [] - рентабельный вариант производства.

  1. Главный порок существующей системы документального учета:

[] - наличие активных и пассивных счетов;  [] - многократный повторный счет;  [] - запись “сторно”.

10.                         Критерием конкурентоспособности является:

[] - качество;   [] - использование новой техники и технологии;  [] - эффективность;             [] - производительная сила труда.

РАЗДЕЛ V. СВОЙСТВА, СОСТОЯНИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

            Проблема: раскрыть содержание организационных свойств и состояний проектируемых и функционирующих организаций.

Глава 13. Система параметров, характеризующих устройство, функциональные возможности и поведение организации

            Цель: выявить систему параметров, характеризующих композиционное устройство, функциональные возможности и состояние организации.

            Задачи: 1) показать внешние и внутренние управляющие параметры организации; 2) привести систему рабочих параметров организации; 3) раскрыть организационные параметры, характеризующие свойства и состояния организации, привести методы и примеры их количественной оценки; 4) определить параметры, характеризующие морфологическую структуру организации, её границы и поведение; 5) назвать временные параметры организации.

Контрольные вопросы

1.      Что такое параметр?

2.      Как подразделяются параметры по назначению?

3.      В чем отличие сложности морфологической структуры организации от сложности ее системы управления?

4.      Каким образом учитывается динамика процесса управления при определении сложности системы управления?

5.      Что называется мажорантой и минорантой? В чем их принципиальное отличие?

6.      С какой целью определяется число сопряженных мажорант на графе?

7.      Чему равно предельно возможное количество структурных связей для N сопряженных мажорант?

8.      За счет чего происходит усложнение системы управления по сравнению со сложностью ее морфологической структуры?

9.      Чем регламентирована частота обращения субъекта управления к предмету управления и как ее возможно изменить?

10.   Как определить число рабочих дней в году?

11.   Каковы способы учета изменения интенсивности при минимизации сложности системы управления?

12.   Каким образом управляющие параметры влияют на поведение организации?

13.   Что означают рабочие параметры для организационных систем?

14.   Какие из организационных параметров характеризуют свойства организации?

15.   Что требуется знать для количественной оценки непрерывности производства?

16.   Что означает ритм?

17.   Что следует понимать под ритмичностью?

18.   Как определяется показатель ритмичности при неравнозначных событиях?

19.   Что означает целостность организации?

20.   Как можно оценить уровень целостности организации?

21.   Чем отличается показатель сложности организационных систем от сложности производственных подразделений?

22.   Какие параметры характеризуют состояние производственных систем?

23.   Что требуется предварительно подготовить для сравнения вариантов сложности организационных систем?

24.   В чём принципиальное отличие показателя надежности организационных систем от технических?

25.   В каких организационных формах проявляется запаздывание между причиной и следствием в динамике поведения организационных систем?

Глава 14. Аудит и контроллинг поведения организации

            Цель: использовать технологию аудита для диагностики и консалтинга организационных патологий.

            Задачи: 1) описать организацию системного аудита; 2) обосновать принципы построения и технологию организационного аудита; 3) проследить подготовку и осуществление организационного аудита; 4) показать организацию административного аудита.

Контрольные вопросы

  1. Чем вызвано изменение контрольной функции процесса управления?
  2. Что означает дословно аудит?
  3. Чем обусловлено расширение понятийного поля аудиторской деятельности?
  4. Каковы предметы системного аудита?
  5. В чём суть организационного аудита и каковы его предметы?
  6. Каковы принципы построения организационного аудита?
  7. Что представляет собой технология организационного аудита?
  8. В чём состоит подготовка и осуществление организационного аудита?
  9. Чем обусловлена потребность в организации административного аудита?
  10.  Что общего и в чём различие между аудитом и контроллингом?
  11.  Что составляет основу аудиторской деятельности?
  12.  Что составляет основу контроллинга?
  13.  Какие формы контрольной деятельности объединяет понятие контроллинг?
  14.  Каковы предметы контрольной деятельности охвачены контроллингом?
  15.  Что означает системный подход в контрольной деятельности?
  16.  Что означает комплексный подход в контрольной деятельности?
  17.  Какие законодательные документы регламентируют аудиторскую деятельность?
  18.  Что понимается под управленческим консультированием?
  19.  В чём проблемы управленческого консультирования?
  20.  Что вынуждает совмещать управленческое консультирование с аудиторской деятельностью?
  21.  Что такое внутренний и внешний аудит?
  22.  Какова цель системного аудита?
  23.  Какова цель организационного аудита?
  24.  При каких условиях возможна формулировка цели аудита?
  25.  Из каких циклично повторяемых процедур состоит организационный аудит?
  26.  Из каких циклично повторяемых операций состоит каждая процедура организационного аудита?
  27.  Какие организационные свойства, состояния и отношения служат предметом организационного аудита?
  28.  Каков характер носит независимое аудиторское заключение?
  29.  Чем принципиально отличается административный контроль, например, налоговой инспекции, от аудиторской проверки?
  30.  Обязательный ли характер носит совмещение управленческого консультирования с аудиторской деятельностью?

Тестовые задания для оценки качества освоения раздела V

(отметить верные ответы)

1.      Объем управленческих  работ определяется:

[] - числом минорант;  [] - суммой минорант и мажорант;  [] - произведением   числа управленческих работ на частоту обращения к ним.

2.      Для определения интенсивности управленческих работ надо иметь следующие данные:    [] - частоту обращения, число управленческих работ и количество рабочих дней;  [] - количество сопряженных мажорант;  [] - сумму минорант и мажорант в системе.

3.      Частота обращения к управленческой работе зависит:

[] - от численности отдела;  [] - от регламента управленческой деятельности и ограничений внешней среды;  [] - от числа сопряженных мажорант.        

4.      Параметры, управляющие поведением системы:

[] - объем продукции, предусмотренный портфелем заказов; [] - пошлины, тарифы; [] - надежность; [] - имущество в лизинге; [] - сложность системы управления.

5.      Рабочие параметры организации:

[] - текущий запас материалов; [] - мощность системы;  [] - объем продаж; [] - норма амортизации; [] - авторитарность руководителя; [] - затраты производства.

6.      Организационные параметры, характеризующие свойства организации:

[] - целостность; [] - сложность; [] - непрерывность; [] - концентрация СМР; [] - уровень технологического разделения труда; [] - надежность; [] - автономность.

7.      Организационные параметры, характеризующие состояния организации:

[] - концентрация средств труда: [] - уровень технического разделения труда; [] - уровень централизации; [] - организованность.

8.      Параметры, характеризующие морфологию системы:

[] - срок свершения события; [] - число мажорант; [] - количество должностей; [] - сложность морфологической структуры.

9.      Предметы системного аудита: 

[] - органическое строение производства;  [] - целостность организации;  [] - границы исследуемого объекта;  [] - список должностей.

10.  Предметы организационного аудита:

[] - надежность; [] - организованность;  [] - адаптивность;  [] - ООТНУ;  [] - ПРМ, КУР;  [] - уровень самоуправления.

11.  Предмет административного аудита

[] - организационная форма; [] - организованность;  [] - адаптивность;  [] - ООТНУ;  [] - ПРМ, КУР;  [] - уровень самоуправления.

12.  Контроллинг – это:         

[] - надежность; [] - организованность;  [] - адаптивность;  [] - ООТНУ;  [] - ПРМ, КУР;  [] - уровень самоуправления. [] - комплексный подход к контрольной деятельности. 

РАЗДЕЛ VI. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

            Проблема: охарактеризовать организационное проектирование и найти его место среди способов процесса организации.

Глава 15. Предмет и методы организационного проектирования

            Цель: выявить предмет и методы организационного проектирования производственных систем и системы управления организацией.

            Задачи: 1) охарактеризовать и показать предмет диагностики и организационного проектирования; 2) сравнить традиционные методы организационного проектирования; 3) раскрыть методологические основы организационного проектирования с использованием системного подхода; 4) объяснить расчетно-аналитический метод структуризации управленческих работ с количественной оценкой свойств и состояний проектируемой организации.

Контрольные вопросы

  1. Что служит мотивацией организационного проектирования?
  2. Что является предметом управления на иерархической лестнице хозяйственного руководства в строительстве?
  3. Чем объективно определяется степень детализации предмета управления?
  4. Какова зависимость между объектом и предметом управления?
  5. Чем вызвана потребность в образовании, слиянии либо ликвидации структурных звеньев производства?
  6. Что называется диагностическим анализом?
  7. Что такое диагностика в управлении?
  8. Чем вызвана необходимость использования медицинских терминов, например, организационная патология, диагноз и другие при исследовании систем управления организациями?
  9. Что служит предметом диагностического анализа?
  10.  Что общего и чем различаются понятия «организационные проблемы», «организационные патологии» и «организационные противоречия»?
  11.  В какой форме организационного решения выступает результат диагностического анализа системы управления?
  12.  Какова система параметров и параметрических моделей, используемых в диагностическом анализе?
  13.  Как подразделяются организационные параметры?
  14.  Что служит основанием для определения значений параметров?
  15.  Каковы методы определения значений параметров?
  16.  Каковы методы количественной оценки значений параметров?
  17.  Какова последовательность диагностического анализа?
  18.  Каким образом группируются результаты диагноза?
  19.  Каковы задачи диагностического анализа?
  20.  С какой целью проводятся социометрические исследования в трудовом коллективе?
  21.  В каком случае, и с какой целью используют структурный анализ информационных и материальных потоков производственной системы?
  22.  Какова структура технического задания на организационное проектирование?
  23.  Что подразумевается под организационным проектированием?
  24.  Каковы традиционные методы организационного проектирования?
  25.  Каковы разновидности расчетно-аналитических методов организационного моделирования?
  26.  Что составляет методологическую основу организационного проектирования?
  27.  Какова схема структуризации управленческих работ и должностей?
  28.  Что общего и в чем методологическая разница между ООТНУ и КОТНУ?

Глава 16. Проектирование должностей и служб аппарата управления

            Цель: описать методологический подход к проектированию должностей и служб аппарата управления с использованием современной информационной технологии и компьютерной техники.

            Задачи: 1) показать организационные документы и порядок проектирования должностей в аппарате управления организации; 2) привести пример обоснования бюджета маркетинговой службы; 3) отобразить схему проектирования наиболее вероятной численности диспетчерской службы организации; 4) объяснить возможные и целесообразные способы резервирования проектируемых систем.

Контрольные вопросы

1.      Что называется должностью?

2.      От чего зависит административная организация?

3.      Какова причинно-следственная связь структурных образований организации?

4.      Какова последовательность разработки морфологической структуры организационной системы?

5.      В чём суть параметрического моделирования управленческих работ?

6.      Каков порядок определения параметров управленческих работ?

7.      Каков порядок составления КУР?

8.      Каково назначение, состав ПРМ и порядок составления?

9.      Что объединяет структура «Общих положений об отделе»?

10.   Как объяснить роль маркетологов в формировании результативности акционерного капитала?

11.   Чем определяется рентабельность акционерного капитала?

12.   Как учитывается изменение (движение) акционерного капитала в течение года?

13.   Что означает рыночная цена 1 акции?

14.   Что означает и как определяется бюджет маркетинга?

15.   Каков источник финансирования маркетинговых исследований?

16.   От чего зависит норма прибыли в процессе реализации товара?

17.   Какую роль в изменении величины прибыли играет реклама?

18.   Что относится к прямым и условно-постоянным расходам?

19.   Каково назначение графа состояния?

20.   Что характеризует в производственной системе априорная вероятность?

21.   Что означает основной контур и специальные контуры управления?

22.   Как определить структуру состояний производственной системы?

23.   Какая требуется информация для определения апостериорной вероятности свершения гипотезы?

24.   Каким образом резервируются организационные системы?

25.   Какова цель и средства стабилизации потоков материальных ресурсов?

26.   Что означает плотность убытков в вероятностной терминологии?

27.   Что означает кривая распределения вероятностей доверительных интервалов?

28.    Как определить математическое ожидание продолжительности работы, если известны крайние и наиболее вероятное значение?

29.   В чём смысл оптимизации «буферных» объемов незавершенного производства?

30.   Как проверить целесообразность капиталовложений на мероприятия, обеспечивающие повышение надежности технических устройств, рабочих машин и механизмов?

Глава 17. Эффективность организационных решений

            Цель: охарактеризовать отличительные особенности определения эффективности организационных решений.

            Задачи: 1) дать основные понятия, принципы и проблемы оценки эффективности организационных решений; 2) описать и обосновать варианты эффективности инвестиционного процесса; 3) определить эффективность организации процесса производства; 4) раскрыть критерии и систему показателей эффективности системы управления организацией; 5) обосновать эффективность функционирования организации.

Контрольные вопросы

1.      В чём своеобразие и отличительные особенности эффективности организационных решений?

2.      Чем отличаются понятия “эффект” и “эффективность”?

3.      Что относится к основным понятиям эффективности?

4.      Каков смысл критерия эффективности организационных решений?

5.      Каковы общие, частные и единичные показатели эффективности организационных решений?

6.      Каковы принципы эффективности организационных решений?

7.      Что понимается под инвестиционным процессом и кто объективно является основными его участниками?

8.      Что является затратой и результатом инвестиционного процесса?

9.      Что означает эффективность инвестиционного процесса и для кого жизненно важен этот показатель?

10.   В чем особенность существующего подхода к определению эффективности инвестиционных проектов и в чём проявляются основные его противоречия?

11.   Как графически удается интерпретировать изменение инвестиционных затрат при различных организационных решениях?

12.   Какие нюансы вносит системный подход в оценку эффективности процесса производства?

13.   Каково соотношение производственных подразделений строительной организации и в каких частных формах проявляются их затраты и результаты?

14.   Как учесть зависимость ущерба от ритмичности производства и пригодности  его продукта при расчете фактической экономической эффективности функционирования организации?

15.   Как выразить количественно уровень производительной силы труда?

16.   В каких экономических формах и показателях проявляется эффективность системы управления организацией?

17.   Как нагляднее можно выразить параметрические модели состояния организации?

18.   Что представляет собой лепестковая диаграмма параметрической модели состояния исследуемого объекта?

19.   Набор каких параметров и почему используют при сравнении фактического состояния организации и что служит при этом базой сравнения?

20.   Что отражает в организационном смысле показатель общей ликвидности организации?

21.   Результатом чего становится параметрическая модель реального состояния организации?

Тестовые задания для оценки качества освоения раздела VI

(отметить верные ответы)

1. Предметом диагностики и организационного проектирования является:

[] - главное средство производства; [] - закупаемые предметы труда; [] - всё, что служит предметом организации и управления;  [] - организационные документы.

2. К методам диагностического анализа относятся:

[] - вариационное исчисление; [] - химический анализ; [] - структурный анализ; [] - факторный анализ; [] - социометрический анализ; [] - экономический анализ; [] - системные исследования.

            3. Результатом диагностического анализа является:

[] - финансовый отчет; [] - баланс предприятия; [] - техническое задание на организационное проектирование;  [] - аудиторское заключение.

            4. Организационное проектирование – это:

[] - структурообразующий способ процесса организации; [] - аудиторская деятельность в строительной организации; [] - способ контроля и надзора.

            5. Обобщенная организационно-технологическая нормаль управления – это:

[] - форма представления полиномов Чебышева;  [] - квадратная матрица;  [] - двумерная таблица, закрепляющая опыт отношений субъекта и предметов управления.

            6. Конкретная организационно-технологическая нормаль управления – это:

[] - результат проектирования  квадратной  матрицы рекуррентных отношений;  [] - исходный организационный документ;  [] - производный организационный документ.

            7.Структуризованные управленческие работы распределяются по следующим накопителям:

[] - всех работ;  [] - актуальных работ;  [] - случайных работ; [] - предметно специализированных работ; [] - функционально специализированных работ;  [] - комплексно специализированных работ.

            8. Должность – это:

[] - служебное место;   [] - рабочее место;   [] - неделимая далее морфологическая единица; 

[] - юридический документ.

            9. Структурными образованиями организационной системы бывают:

[] - административная организация; [] - предметная организация; [] - подпольная организация; [] - техническая организация; [] - экономическая организация; [] - социальная организация.

            10. Атрибутами должности являются:

[] - управленческие работы; [] - функциональные обязанности;  [] - должностные права; [] - ответственность; [] - правила внутреннего распорядка.

            11. В карте управленческих работ отражаются:

[] - объём управленческих работ; [] - интенсивность; [] - организованность; [] - ритмичность; [] - трудоёмкость; [] - численность; [] - состав управленческих работ; [] - продолжительность работ.

            12. Современное рациональное описание общих положений об отделе – это:

[] - концептуальная модель отдела; [] - структурное представление общих положений об отделе с указанием основных его параметров; [] - математическая модель элемента системы.

            13. Наглядное представление эффективности и состояния организации дает:

[] - таблица параметров; [] - сетевой график;  [] - лепестковая диаграмма;  [] - голограмма.

Приложение 1.

 Образец самостоятельной работы (СР) № 1 “Определение динамического равновесия между спросом и предложением в регионе и целостности исследуемого региона” с разнообразным набором производственных предприятий и бюджетных организаций. Требуется определить организационно-экономические параметры макромодели, обеспечивающие динамическое равновесие рыночных отношений в условно замкнутом регионе. В их числе:

-          годовой объем производства;

-          структура производственного капитала (органическое строение) на старте производства;

-          средняя норма прибавочного рабочего времени;

-          изменение массы совокупного продукта с ростом производительной силы труда на 6 % и новое органическое строение капитала;

-          система допустимых льготных тарифов (торговых скидок и наценок).

Приложение 2.

Образец самостоятельной работы № 2 ”Распределение добавленной стоимости между товаровладельцем (товаропроизводителем) и бюджетом относительно объема партии реализуемого товара, заданной и рассчитанной в предыдущей задаче нормы прибавочного рабочего времени и уровня материальных затрат в %.

Приложение 3.

Образец самостоятельной работы № 3 “Определение структурного соотношения факторов производства” по предложенным хозяйственным ситуациям с оценкой организационных и экономических результатов управленческой деятельности предприятия. Необходимо дать оценку также сложившемуся воспроизводственному балансу предприятия и тенденций структурных изменений в результате хозяйственной деятельности.

Приложение 4.

Образец самостоятельной работы № 4 “Определение бюджета службы маркетинговых исследований” с оценкой результатов её деятельности:

-          рентабельности акционерного капитала;

-          чистой прибыли на 1 акцию;

-          дивидендов на 1 акцию;

-          дохода (цены) 1 акции.

Приложение 5.

Образец самостоятельной работы № 5 “Определение минимального по сложности варианта структурной реорганизации системы управления с учетом изменяющихся интенсивности и функциональных связей структурных элементов.

Приложение 6.

Образец самостоятельной работы № 6 “Определение уровня концентрации ресурсов в организации”: средств труда, средств производства и процесса производства.

Приложение 7.

Образец самостоятельной работы № 7 “Определение наиболее вероятной численности диспетчерской службы с расчетом априорной и наиболее вероятной структуры состояний исследуемой организации в нормализованном режиме, в рабочем состоянии и в состоянии отказа.

Приложение 8.

Образец самостоятельной работы № 8 “Определение организационных параметровреального состояния предприятия и построение на их основе соответствующего параметрического контура с оценкой возможного повышения эффективности системы управления организацией.

Приложение 9. Образец экспертной оценки качества самостоятельной работы.                                                                                                                

Приложение 10. Образец экзаменационных билетов и задач.                      

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

Hosted by uCoz