АУДИТ И ДИАГНОСТИКА – КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ

ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

ОБЗОР 3-го МОДУЛЯ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

ЛАБОРАТОРИЯ АНАЛИТИКА

Дополнительная информация к работе № 3.1.

Организационное обеспечение

Вопросы для повторения

ЛАБОРАТОРИЯ АНАЛИТИКА

Дополнительная информация к работе 3.2.

Вопросы для повторения:

Дополнительная информация к работе 3.2.

Вопросы для повторения

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗОВАННОСТИ СИСТЕМЫ

ОБЗОР 4-го МОДУЛЯ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

ЛАБОРАТОРИЯ АНАЛИТИКА

Дополнительная информация к работе № 4.1.

Вопросы для повторения

 

АУДИТ И ДИАГНОСТИКА – КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ

ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

ОБЗОР 3-го УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО МОДУЛЯ

Терминологические и понятийные барьеры: подберите к каждому термину левой колонки определение из правой колонки.

1. Аудит

а) это контроль достоверности исходных данных о распределении и закреплении функций за исполнительными органами (должностными лицами, отделами и службами), а также соответствия их организационно-технологическим нормалям управления.

2. Организационный аудит

б) это контроль достоверности исходных данных о системе документального учета и движения материально-технических ценностей и денежных средств организации.

3. Административный аудит

в) это совокупность задач по выработке стратегии и тактики поведения организации на основе изучения рыночной среды и своих потенциальных возможностей.

4. Бухгалтерский аудит

г) это контроль достоверности исходных данных и соответствия проводимых мероприятий, а также совершаемых операций нормативным и законодательным документам.

5. Финансовый аудит

д) это контроль достоверности исходных данных об источниках финансирования, составе и назначении инвестиций, денежных потоках и наличности в организации, определяющих результаты ее производственно-хозяйст-венной и коммерческой деятельности.

6. Маркетинговые исследования

е) это контроль достоверности исходных данных в отношении структуры, свойств и состояний организации, характеризующих ее потенциальные возможности, и соответствие их портфелю заказов.

Развитие понятийного механизма: найдите наиболее подходящий вариант определения.

1)      Потенциальные возможности организации определяются:

а) при оценке сбытовой службы;

б) в процессе маркетинговых исследований;

в) при подведении итогов строительно-монтажных работ.

2)      Нижний предел договорных цен организации диктуется и определяется:

а) реальным органическим строением производства с учетом средней по отрасли нормы прибыли;

б) наличием материально-технической базы;

в) ликвидностью организации.

3)      Результаты деятельности маркетинговой службы акционерного общества оцениваются:

а) рентабельностью акционерного капитала, чистой прибылью и дивидендами на 1 акцию;

б) количеством акционеров и ценой одной акции;

в) бюджетом маркетинговой службы и затратами на рекламу.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1.      Анализ системы контроля ценовой политики организации. Как определить соотношение договорных цен, реальных издержек производства, спроса и конкурентоспособности товарной продукции? Каковы используемые организацией способы определения нижнего предела договорных цен? Как определить влияние ценовой политики организации на ее воспроизводственный баланс?

2.      Анализ организации сбыта. Как определить соответствие снабженческо-сбытовой службы поставленным целям предприятия? Каков характер ее специализации? Каковы критерии оценки ее деятельности? Как оценить результаты сбытовой и снабженческой деятельности?

3.      Анализ организации бюджета маркетинговой службы, оценка ее бюджета и потенциальных затрат на рекламу. Каковы цели, средства и финансовые возможности для рекламы имиджа и товара организации? Какова связь этих затрат с результатами деятельности организации, состоянием ее портфеля заказов и условиями рыночной среды?

4.      Важнейшие показатели функционирования акционерного общества как результаты деятельности маркетинговой службы. Каков их состав? Как определить их значение? В чем проявляется их связь с качеством управленческой деятельности службы маркетинга?

ЛАБОРАТОРИЯ АНАЛИТИКА

Работа 3.1. Сравнительный анализ органического строения и результатов производства для заданных ситуаций (Приложение 3.1.,см. D:\MAOSP\maosp.exe).

                Сравнить структурное соотношение факторов производства по предложенным хозяйственным ситуациям, оценить результаты деятельности организации, ее воспроизводственный баланс и тенденцию структурных изменений. Сравнить с системой показателей бухгалтерского баланса.

            На основе предложенных хозяйственных ситуаций выбрать параметрическую модель организации с несоответствующими (при прочих равных условиях) свойствами и состояниями. Пользуясь программным продуктом  Microsoft Excel отобразить результаты анализа структурного соотношения факторов производства в форме гистограммы.

Дополнительная информация к работе № 3.1.

Методика анализа органического строения производства


Принципы построения и правила использования

Содержание, характер, этика и специфика аудиторской деятельности, условия рыночных отношений, а также целевые установки организации определяют основные принципы построения ключевого элемента в системном аудите – МАОСП:

1)      систематическое соблюдение экономических условий производства:

а) наличие стартового капитала для организации производства, т.е. реального актива основных и оборотных средств или потенциальных возможностей для их аренды (лизинга, лизинговых платежей) либо оформления кредита (нарушение этого условия приводит к скрытым формам авантюризма и мошенничества в экономике);

б) сохранение воспроизводственного баланса (производственное потребление

 должно компенсироваться соответствующим доходом по статьям и элементам себестоимости СМР, в противном случае предприятие обречено на банкротство с момента его учреждения);

в) обеспечение рентабельного производства при соблюдении условий контрактов и подрядных договоров (невыполнение этого условия исключает возможность развития  предприятия);

2)      ориентация на товарную форму продукции, предназначаемой для рыночного обмена (рынку предлагается не ВВП с его незавершенным продуктом, а готовый к личному или производственному потреблению конечный продукт, поэтому на микроэкономическом уровне учитываться и сравниваться должна именно эта форма совокупного продукта);

3)      получение достоверной информации о взаимосвязи и взаимодействии структурных элементов конечного продукта (в противном случае управленческое решение всегда будет ошибочным);

4)      соблюдение и предпочтительное развитие воспроизводственных пропорций, обеспечивающих динамическое равновесие между производством и производственным потреблением, а также бездефицитность бюджета организации и рентабельность производства (нарушение этого условия приводит к расточительному использованию факторов производства, дисбалансу и диспропорциям в развитии предприятия);

5)      сопоставимость и соизмеримость хозяйственных ситуаций в процессе их моделирования;

6)      учет ключевых системообразующих факторов развития производства, не допускающий смешения его затрат и результатов, т.е. исключение из анализа несвойственных предприятию затрат и результатов для отбора продукта, создаваемого лишь данным предприятием;

7)      обеспечение целостности организации посредством рекуррентного соотношения структурных элементов (факторов) целого и его частей;

8)      компетентность и высокий профессионализм системных аналитиков и аудиторов, использующих МАОСП;

9)      независимость суждений и заключений аудиторов;

10)  соблюдение коммерческой тайны, касающейся взаимоотношений с клиентами и их финансового положения.

Критерии отбора достоверной информации

1)      Системный подход к описанию анализируемого объекта предполагает учет не только границ исследуемой организации и взаимодействия ее с внешней средой, но и глубокую структуризацию внутренней среды в форме воспроизводственных пропорций предприятия, характеризующих соотношение его частей в целом.

2)      Качество информации с учетом таких характеристик, как объективность, достоверность, достаточность, правдивость и актуальность.

3)      Доступность и открытость используемых данных снимает конфликтные ситуации при сборе общедоступной, отчетной налоговым органам информации (амортизация и зарплата).

4)      Оперативность анализа достигается использованием посредством компьютерной технологии ситуационной модели.

Моделирование структуры проблемы

В основе МАОСП заложены рекуррентные отношения ключевых факторов производства. В их составе - амортизация, оплата труда рабочих с учетом доли зарплаты управленческих работников, материальные затраты, объединяющие расходы на электроэнергию, транспорт, материалы, детали и конструкции, производимые на стороне (закупаемые), величина прибыли (накопления по смете).

В числе ключевых варьируемых условий методикой учитываются фактические издержки по указанным статьям и элементам себестоимости строительно-монтажных работ, планируемый рост производительной силы труда с указанием доли влияния новой техники в общем ее росте, а также средний за год размер амортизационных отчислений, допускающий возможность ускоренной амортизации средств производства.

Таким образом, в сфере обмена учитывается годовой конечный продукт, создаваемый исключительно усилиями данной организации, и составляющие его элементы: амортизация, зарплата и накопления. А в сфере производства – помимо конечного продукта – предусмотренные сметой и фактически используемые материальные затраты. Поэтому матрица рекуррентных отношений модели состоит из четырех строк и четырех колонок (по числу анализируемых факторов).

Каждый элемент матрицы учитывает двойственную природу товара: наиболее вероятный результат и затрату как создаваемую в меновых эквивалентах и образуемую стоимость конечного продукта, а также используемых при этом предметов труда. Следовательно, каждый элемент матрицы в результате определяет объем в ценовом измерении созданных ресурсов возмещения, потребления, накопления, а также потребляемых материальных ресурсов, образуя при этом соответственно фактические издержки производства в форме амортизации, зарплаты и стоимости прибавочного рабочего времени (при создании накоплений) с учетом фактически израсходованных материальных затрат.

При достижении полного соответствия между образуемыми производственными затратами и создаваемыми его результатами обеспечивается целостность и воспроизводственный баланс предприятия, так как его расходная часть компенсируется доходной.

Методика объединяет 14 расчетных модулей блок-схемы алгоритма ее ситуационной модели. Первые три модуля предназначены для подготовки ситуационной модели: очистки базы данных, ввода исходных параметров (условий) и номера хозяйственной ситуации.

Такая структуризация ситуационной модели позволяет прежде всего определить норму прибавочного рабочего времени (расчетный модуль 4), чтобы на ее основе  определить стоимость прибавочного рабочего времени, с ее помощью - индивидуальную стоимость годового конечного продукта данной организации, и, наконец, обеспечить воспроизводственный баланс и сформировать бездефицитный бюджет предприятия.

С организацией сбалансированного бюджета норма прибавочного рабочего времени становится единственным объективно обусловленным для всех структурных элементов целого мерилом распределения его доходов, способных компенсировать его расходную часть в соответствии с воспроизводственным балансом.

            Рекуррентные отношения ключевых факторов производства предусматривают переход от их стоимостных или натуральных значений, т.е. абсолютных показателей, к относительным. Поэтому 5-й модуль ситуационной модели посвящен такому переходу и определению структуры той доли конечного продукта, которая могла бы изготавливаться только данным предприятием без учета пока его производительной силы труда и т.д.

            Доля товаропроизводителя и общества (как мера отчисления в бюджет) методикой определяется от чистого продукта пропорционально норме прибавочного рабочего времени.

            Результаты анализа выводятся на экран и печать в структурном, процентном и стоимостном выражении.

Назначение МАОСП:       

1)      подготовка объективной и достоверной исходной информации для аудиторской деятельности;

2)      распределение добавленной стои-мости с учетом структурного отношения ключевых факторов производства и соблюдения воспроизводственного баланса предприятия;

3)      обоснование затрат, необходимых для развития производства, материального поощрения и социальных нужд предприятия.

Область применения:

1)      внутрифирменный аудит в строительных организациях на начальном этапе, обеспечивающем выбор достоверной исходной информации для бюджетирования и внутрифирменного планирования;

2)      внешний аудит (специальные фирмы, консалтинговые организации) для тех же целей;

3)      моделирование хозяйственных ситуаций для обоснования нижнего предела договорных цен, аргументации целевого внутрифирменного распределения добавленной стоимости, а также определения затрат, необходимых для рентабельного функционирования и развития организации в пределах её портфеля заказов;

4)      оценка качества маркетинговых исследований и эффективности управления формированием портфеля заказов предприятия;

5)      экономическая оценка фактической эффективности менеджмента в целом и отдельных блоков производства;

6)      обоснование и прогноз  потенциальных возможностей системы стимулирования строительного производства.

Организационное обеспечение

            Основными организационными документами, регламентирующими порядок использования МАОСП, а также организацию при этом входящей и исходящей информации, являются: должностная инструкция менеджера; документограмма подготовки предварительного аудиторского заключения, паспорт рабочего места менеджера высшей квалификации (системного аналитика-аудитора) и его карта управленческих работ (подробнее см. инструкцию программы maosp.exe).


Вопросы для повторения

1)      Каковы принципы построения и правила использования ситуационной модели рекуррентных отношений основных факторов производства?

2)      В чем проявляется и что обеспечивает критерий отбора достоверной информации?

3)      Какие отношения факторов производства заложены при моделировании любой ситуации?

4)      Каково главное назначение МАОСП, где и кем ее целесообразно использовать?

5)      Как решено нормативное и организационное обеспечение методики и какие допускаются средства информационной технологии?

ЛАБОРАТОРИЯ АНАЛИТИКА

Работа 3.2. Определение бюджета маркетинговой службы (D:\TOVAR\MARS\marsl.exe).

Задача 3.2.1.

Определить бюджет службы маркетинговых исследований, в том числе затраты на рекламу, пользуясь исходными данными, приведенными в Приложении 3.2.

Задача 3.2.2.

            Поставить диагноз получения предельной нормы прибыли для производства товара индивидуального и производственного назначения, если затраты на рекламу составляют 30 % бюджета маркетинговой службы, а затраты и результаты производства имеют следующие ограничения:

-          объем продаж (О) в ед. изм. (шт., партии) составляет 15;

-           прейскурантная (договорная) цена 1 шт. (W) равна 22 500 000 руб.;

-          транспортные, комиссионные и др. расходы на 1 шт составляют (V) 80 000 руб.;

-          затраты на производство (А) 1 шт., не связанные с маркетингом, но зависимые от объема продаж, составляют 16 000 000 руб.;

-          условно-постоянные расходы, не связанные с маркетингом и объемом продаж, равны 12 000 000 руб.;

-          нижний предел затрат на маркетинговую службу – 5 000 000 руб.

Ответ: [Для индивидуального назначения производимых товаров предельная доля рынка, занятого организацией составит 40 % с уровнем прибыли на вложенный капитал в производство и реализацию товара в 22 %. При этом расходы на маркетинг составят 10 050 000 руб., в том числе на рекламу – 3 015 000 руб. Для товара промышленного назначения доля рынка составит 30 %, норма прибыли – 16 %, а бюджет маркетинга и затраты на рекламу – соответственно 30 300 000 и 9 090 000 руб.].

Дополнительная информация к работе 3.2.

Обоснование бюджета службы маркетинговых исследований[1]


            Бюджет маркетинга – это расходы на исследования рынков (конъюнктурные, средне- и долгосрочные), на обеспечение конкурентоспособности товара, на информационную связь с покупателями и заказчиками (реклама, стимулирование сбыта, участие в выставках и ярмарках и т.п. «раскрутка»), на организацию товародвижения и сбытовой сети. Финансовым источником покрытия всех этих расходов служит прибыль. С одной стороны естественное желание иметь ее как можно больше. С другой – без указанной жертвы на маркетинговые исследования - вряд ли возможна реализация товара и сам процесс получения прибыли.

            Возникает оптимизационная задача с большим числом переменных, влияние которых не поддается точному учету. Поскольку норма прибыли зависит от доли рынка, занимаемой организацией, а объем реализации товара зависит (нелинейно) от затрат на рекламу и стимулирование сбыта, можно воспользоваться уравнением прибыли (P):

 P = OW – [O(V + A) + F + R +S+ M)], руб.,

где О – объем продаж в ед. изм.;

       W – прейскурантная (договорная) цена 1 ед. изм., руб.;

       V – транспортные, комиссионные и другие расходы на продажу 1 ед. изм., руб.;

       A – затраты на производство 1 ед. изм., не связанные с маркетингом, но зависимые от О, руб.;

       F – условно-постоянные расходы, не связанные с маркетингом и объемом продаж (О), руб.;

       R – затраты на рекламу, руб.;

       S – затраты на стимулирование сбыта, руб.;

      M – затраты на маркетинговые исследования, руб.

            Из уравнения прибыли следует:

    {R+S+M} <= (1-Pn)OW-[O(V+A)+F],

где Pn – норма обычной прибыли на вложенный капитал в производство и реализацию товара как страховой резерв.

            Зависимость прибыли от доли рынка, занимаемой организацией с учетом нормы обычной прибыли такова:

Мин.доля,%

Макс.доля,%

Индивидуального

Производственного

10

20

11

5

20

30

40

50

30

40

50

и более

11.5

12

22

25

10

16

27

30

 

Методика определения бюджета        маркетинга

1.      Указать назначение товара: для индивидуального или производственного потребления (от этого разделения зависит нормативная база маркетинговых исследований, заложенных в программу marsl.exe).

2.      Выбрать в процентах долю рынка, занимаемую организацией на данном рыночном сегменте в данном регионе, по заданной номенклатуре товаров и услуг.

3.      Ввести (исследуемый, расчетный, прогнозируемый, планируемый или фактический) объем продаж товара данной номенклатуры, в данном регионе, за выбранный интервал времени, в ед. измерения (шт., комплекты, партии, т, км и т.п.).

4.      Указать цену за 1 ед. изм. товара (услуг) выбранной номенклатуры как наиболее вероятную (прогнозируемую) величину за указанный интервал времени.

5.      Ввести транспортные (относительно намечаемых или выбранных схем грузоперевозок), комиссионные и другие расходы на продажу 1 ед. изм. товара.

6.      Указать затраты на производство 1 ед. изм. товара, не связанные с маркетингом, т.е. прямые затраты без учета издержек на маркетинговые исследования.

7.      Ввести условно-постоянные издержки на производство (не связанные с маркетингом), включая накладные (косвенные) расходы. При этом бюджет службы маркетинговых исследований определяется автоматически.

8.      Указать долю затрат в %% на рекламу. Остаток – это реальный фонд содержания маркетологов и компенсации затрат на маркетинговые исследования.

           


Вопросы для повторения:

1.      Что означает бюджет маркетинга?

2.      Каков источник финансирования маркетинговых исследований?

3.      От чего зависит норма прибыли? Какую роль в изменении ее величины играет реклама?

4.      Что относится к прямым и условно-постоянным расходам?

Дополнительная информация к работе 3.2.

Оценка результатов деятельности маркетинговой службы АО


 

            Результаты управленческой деятельности маркетинговой службы проявляются в системе показателей в наибольшей степени зависящих от искусства маркетологов. В их числе:

1.      Рентабельность акционерного капитала как отношение чистой прибыли (Пч) к среднегодовой сумме акционерного капитала (Ак):

   Пч              46000 * 100 

------- =  --------------------------- = 15.3 %.

   Ак      0.5 (300000 + 300000)      

 

2.      Чистая прибыль на 1 акцию как отношение чистой прибыли к числу акций (Ач):

             Пч         46000

          ------- = ----------- = 4.6 $.

             Ач         10000

 

3.      Дивиденд на 1 акцию как отношение суммы объявленных дивидендов (Да) к текущим обязательствам на конец планируемого периода (Ач):

           Да         12000

        ------- = ----------- = 1.2 $.

           Ач         10000

 

4.      Доход (цена) 1 акции как отношение рыночной цены 1 акции (Цра) к чистой прибыли на 1 акцию (Чпа):

             Цра        32 $

          -------- = --------- = 6.96 $/$.

             Чпа        4.6 $


Вопросы для повторения

1.      Как объяснить роль маркетологов в формировании результативности акционерного капитала?

2.      Чем определяется рентабельность акционерного капитала? Как учитывается его изменение (движение) в течение года?

3.      Что означает рыночная цена 1 акции?

 

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗОВАННОСТИ СИСТЕМЫ

ОБЗОР 4-го УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

            Терминологические и понятийные барьеры: подберите к каждому термину левой колонки определение из правой колонки.

1.      Ритм

2.      Кумулята

3.      Ритмичность

4.      Организованность

5.      Оптимальное управление

А) это кривая достижения конечной цели накопительным итогом;

Б) если на отрезке t1-t2 расчетная и фактическая кумуляты совпадают, то такое управление относится к;

В) это мерное чередование сопоставимых и соизмеримых фактов;

Г) это мера соответствия фактического ритма расчетному или плановому;

Д) это количественная оценка способности исполнителя выполнить задание в полном соответствии с его условиями.

 

Развитие понятийного механизма: найдите наиболее подходящий вариант определения.

            1 Кумулята ориентированная на ранние сроки свершения событий имеет форму:

а) прямой; б) выпуклой кривой; в) вогнутой кривой; г) синусоиды.

            2. Кумулята ориентированная на поздние сроки свершения событий имеет форму:

а) прямой; б) выпуклой кривой; в) вогнутой кривой; г) синусоиды.

            3. Аритмия достижения конечной цели графически проявляется:

а) в совпадении кривых; б) в пересечении или смещении кумулят; в) топологии сети.

            4. При оценке ритмичности по неравнозначным событиям требуется учесть:

а) среднюю арифметическую величину; б) наиболее вероятные сроки их свершения; в) их вес.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1.      Что характеризует каждая из представленных кумулятивных кривых достижения конечной цели? Что означает ритм? Как его можно определить в двумерном пространстве?

2.      В чем проявляется аритмия достижения конечной цели? Как она отображена графически?

3.      Каков логический смысл показателя ритмичности? Что значит ритмичное производство? Кому и для чего нужен такой показатель?

4.      Если системный подход означает неразрывность понятий процесса и процессора, то, как можно оценить организованность исполнителя, зная ритмичность выполняемых им процессов?

5.      По каким параметрам контракта определяется степень соответствия заказа его первоначальным условиям?

ЛАБОРАТОРИЯ АНАЛИТИКА

Работа 4.1. Отработать навыки количественной оценки степени организованности исполнителей по трем методам:

1)        изменяются уровни контролируемых параметров в заданных интервалах времени;

2)        варьируют сроки свершения равнозначных событий;

3)        то же при неравнозначных событиях.

            Самостоятельно подготовить соответствующие условия задач и проиллюстрировать способы их решения.

Дополнительная информация к работе № 4.1.

Обеспечение максимальной рентабельности при совместных усилиях     ассоциированных исполнителей


            В процессе реализации оптимального плана согласованная ритмичная работа является единственным условием получения максимальной прибыли ассоциированных исполнителей, т.е. при условии достижения тех целей и в те сроки, которые оговорены контрактом. Если план достижения цели оптимален (конечная цель достигается за кратчайшее время или с минимальными затратами трудовых и материально-технических ресурсов), то при неизменном качестве производительных сил, участвующих в производственной кооперации, единственная возможность получить оптимальный результат – не отклоняться на пути к достижению цели от согласованных моментов обмена специализированной деятельностью [10].


 

Вопросы для повторения

1.      Что означает ритмичная работа?

2.      Чем опасна для целого производственного организма аритмия? Как ее определить и упредить?

3.      В чем суть принципа Л.С. Понтрягина? Какое отношение он имеет к управлению производством?

4.      В каком отношении должны находиться кумуляты, чтобы управляемый процесс оказался ритмичным?

 

 

 

 

 

 

 



[1] Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. – М.: Международные отношения, 1988. – 304 с.

Hosted by uCoz