Глава II.  ОРГАНИЗАЦИЯ системы деловых КОНТАКТОВ ФИРМЫ с субъектами рынка

2.1 Характеристика объекта исследования на примере АО ”Комплект” ДСК-1

Аппарат АО "Комплект" ДСК-1 выделен в самостоятельную службу, призванную организовывать, координировать и контролировать работу производственных участков, осуществляющих технологическую переработку строительных материалов в полуфабрикаты, комплектование и снабжение строящихся объектов материалами, изделиями и оборудованием.

Относительно строительно-монтажных работ, потоков и производственных подразделений ДСК-1, занятых возведением строительных объектов, аппарат АО "Комплект" по функциональному назначению реализует комплекс производственно-хозяйственных функций вспомогательного производства, ритм и темпы развития которого определяются, во-первых, заданным ритмом основного строительно-монтажного производства; во-вторых, схемами и условиями грузоперевозок, устанавливаемыми договорами с поставщиками основных строительных материалов; в-третьих, объективно обусловленным уровнем производственных запасов сырья и формируемых комплектов на складах АО "Комплект" и, наконец, дислокацией строящихся объектов и возможностями (условиями) работы технологического транспорта. В настоящее время АО “Комплект” занимается и самостоятельной строительной деятельностью, выполняя СМР и реализуя на сторону продукцию подсобных производств и строительные материалы.

Внешней средой для АО "Комплект" ДСК-1 являются заводы-поставщики строительных материалов, сырья и полуфабрикатов; предприятия технологического транспорта; поставщики машин и механизмов, технологических линий для участков переработки материалов и изделий в полуфабрикаты; получатели комплектуемых материалов; руководство ДСК-1, заказчики. Требуется выяснить технически приемлемое, экономически целесообразное и организационно не противоречивое взаимодействие АО "Комплект" ДСК-1 со своей внешней средой.

Организация системы управления в целом в ДСК-1

В процессе изучения системы управления в целом ставится цель выяснить следующие вопросы: способна ли анализируемая система выполнять свое функциональное назначение; соответствует ли организация аппарата управления структуре производственно-технологических и производственно-хозяйственных функций объекта управления, вызванных целевым назначением производства и конкретными условиями его осуществления; чем объяснить несоответствие между указанными структурами; в чем причина сбоев в работе, нарушения графиков комплектования объектов.

В ходе диагностического анализа предстоит выявить “слабые места”, выяснить, какие организационные изменения способны дать наибольший эффект и соответствуют ли они объективным закономерностям развития производства.

В основе диагностического анализа взаимодействия частей в целом лежит системный подход к исследуемым явлениям. Сущность системного подхода состоит в том, что исследуемый объект рассматривается как единое целое независимо от анализируемого аспекта (технического, экономического, административного, социально-психологического). Функциональную роль части в целом можно познать и оценить через поведение и результативность целого, а также через отношение этой части к целому: механизм поведения части в целом можно объяснить лишь через познание механизма функционирования и развития самого целого.

Процессы и процессоры рассматриваются как элементы системы в той степени абстрагирования и детализации, в какой это диктуется реальными условиями производства или задачами анализа. Степень детализации предмета управления объективно определяется уровнем разделения труда (территориального, технического, технологического) относительно процессов производства (в данном случае комплектования). Чем детальнее разделены процессы производства относительно заданного объекта исследования, тем больше в нем предметов управления, многообразнее их технологическая взаимосвязь и сложнее структура предмета управления.

В силу технического разделения труда, объективно порожденного процессом механизации строительного производства, комбинированная строительная организация, коей является ДСК-1, разделилась на несколько функциональных блоков производства: основного, вспомогательного, обслуживающего производств и блок хозяйственной деятельности (Приложение 13) [3].

Блок основного производства занят выполнением строительно-монтажных работ. Его мощность и ритмичность функционирования определяют ритм выпуска готовой продукции и ритмы функционирования остальных блоков.

Вспомогательное производство занимается заготовкой, переработкой, комплектацией и доставкой на объекты необходимых для основного производства материалов и конструкций.

Обслуживающее производство занято обслуживанием строительной техники, обеспечением ее надежной и безотказной работы.

В свою очередь, блок основного производства, призванный осуществлять строительно-монтажные работы силами двадцати потоков, объединенных пятью монтажными управлениями (МУ-1, МУ-2, МУ-4, МУ-5, МУ-9) и одним отделочным (СУ-213), технологически разделился на строительную и промышленную части. В состав промышленной части вошли четыре завода ЖБК: Краснопресненский, Ростокинский, Хорошевский и Тушинский, предметно специализируемые на изготовлении определенных конструктивных элементов.

Блок вспомогательного производства, в котором сконцентрированы процессы заготовки, технологической переработки и комплектования основных строительных материалов, полуфабрикатов и конструкций, необходимых для возведения объектов, располагает одним перерабатывающим и двумя основными комплектовочными участками. Также есть несколько филиалов. Имеется свой технологический транспорт (преимущественно для хозяйственных нужд). Однако подавляющая масса транспортных перевозок обслуживается автокомбинатом, не входящим в состав ДСК-1.

Обслуживающее производство неравнозначно рассредоточено по основным блокам концентрации техники. Заводы и АО "Комплект"  имеют самостоятельные участки механизации и техобслуживания, грузоподъемных машин и механизмов, монтажные управления технику арендуют. Это существенно затрудняет формирование, учет и распределение фонда возмещения, а также управление воспроизводством средств труда. Вместе с искажениями в распределении и учете амортизации такая организация производства затрудняет определение и учет доли конечного продукта, создаваемой каждым подразделением, и нивелирует усилия системы материального стимулирования по указанным блокам производства.

Такие организационно-экономические противоречия были мало заметны при административных методах руководства, однако в рыночных условиях они обнаружат себя в полную силу. Вместе с тем скрытые потенциальные возможности крупнопанельного домостроения удастся реализовать лишь обеспечив принципы комбинирования технологически взаимосвязанных подразделений в едином производственном организме и обосновав рациональные формы кооперации технически, технологически и территориально разделенного строительного производства как неразрывные части целого.

После того как определены основные связи и отношения компонентов производственной системы, можно приступать к диагностическому анализу ее рабочих параметров, организационных свойств и состояний. Начинать этот анализ нужно с затрат (и результатов) системы на производство конечной продукции и ритма функционирования замыкающих в технологическом конвейере создания продукта строительно-монтажных участков блока основного производства.

Так, за 1998 год блоком основного производства ДСК-1 смонтировано 1120,6 тыс.м2 полезной площади. Объем СМР при этом составил 130620 млн. руб., т.е. 100,8% к плану и 102,7% к уровню прошлого года.

За 1998 год ДСК-1 сдано в эксплуатацию 1066,6 тыс. м2 полезной площади, что на 59,6 тыс. м2 больше плана и на 79,3 тыс. м2 превышает уровень 1997 года (табл. 1).

Выработка одного работника строительной части блока основного производства ДСК-1, рассчитанная по традиционной методике с использованием стоимостных показателей товарной продукции, составила 52691 тыс. руб. при плане 52216 тыс. руб. (т.е. превысила плановое значение на 0,9%). Если же использовать в качестве результата деятельности потребительную стоимость в натуральном исчислении (т.е. введенную в эксплуатацию полезную площадь, а не производную от нее стоимостную форму, подверженную ценовым искажениям вследствие инфляции), то выработка одного работника фактически составит 352,49 вместо запланированных 319,6 м2 полезной площади. Это означает фактический рост производительной силы труда на 10,3% вместо 0,9% и доказывает неполноценность применяемых традиционных методов исчисления выработки в стоимостной форме.

Таблица 1.   Значения рабочих параметров функционирования

блока основного производства ДСК-1

Наименование рабочих параметров

Ед. изм.

Значения показателя

% к плану

% к факту 1997 г.

 

 

 план

Факт

 

 

1

2

3

4

5

6

Строительная часть

 

 

 

 

 

1. Ввод в эксплуатацию полезной площади

т. м2

1006,995

1066,65

105,9

108,3

2. Объем СМР

·      Всего

·      Собственными силами

Тыс. руб.

 

148179

129000

 

149950

130620

 

101,2

100,8

 

102,8

102,7

3. Труд

 

 

 

 

 

·      Численность работников: всего,            в т.ч. на СМР

Чел.

 

3150

2482

 

3026

2479

 

96,1

99,9

 

97,6

100,6

·      Среднемесячная зарплата одного работника СМР

Тыс. руб.

 

789

 

792

 

100,4

 

101,9

·      Выработка 1 работника

м2

319,6

352,49

110,3

-

·      Выработка 1 работника СМР

м2

 Руб.

405,7

52216

430,2

52691

106,04

100,9

-

102

4. Прибыль

Тыс.руб

21928

25954

118,4

-

5. Снижение себестоимости СМР

 

%

 

16,92

 

19,9

 

 

6. Экономия от снижения себестоимости СМР

Тыс. руб.

22101

25995

117,6

123,6

Промышленная часть

 

 

 

 

 

7. Производство ЖБИ

Тыс. м3

913

930,35

101,9

102,1

8. Нормативно-чистая продукция

Тыс. руб.

21012

21305

101,4

102,9

9. Объем реализации

 

82320

83544

101,5

102,7

10.Товарная продукция

 

82320

83724

101,7

102,7

11.Численность работников пром. производственного персонала

Чел.

4795

4780

99,7

100

12.Выработка на 1 работника

 руб.

4382

4457

101,7

102,8

·      в натуре

м3

190,4

194,63

102,2

-

·      на конечный продукт

м2

210

223,14

106,26

-

13.Среднемесячная зарплата 1 работника

 Руб.

657,6

660

100,4

101,3

14.Прибыль

Тыс. руб.

11034

11234

101,8

106,3

15.Затраты на тыс. руб. товарной продукции

Руб.

864,6

864,6

100

99,3

Аналогичные противоречия в расчете и учете производительной силы труда (а, следовательно, и в качестве системы стимулирования) имеются в промышленной части блока основного производства: фактическая выработка одного работника возросла на 2,2% против 1,7% исчисляемых в рублях.

При заделе на начало 1997 года в 704 тыс. м2, троекратно превышающем нормативный, фактическая сдача площадей в эксплуатацию в течение года оказалась неравномерной (табл. 2).

Таблица 2.  Динамика ввода площадей в эксплуатацию

по кварталам 1998 г.

Общий объем сданной площади.

Ед. Изм.

В том числе по кварталам

 

 

 

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

 

 

М2

%

м2

%

м2

%

м2

%

1066650

м2

235879

22,1

313634

29,4

256317

24

260820

24.5

Неравномерность сдачи объектов наблюдается при более детальном анализе динамики по месяцам года (табл. 3).

Таблица 3. Динамика сдачи жилья по месяцам года

Период

Ввод полезной площади,  м2

В % к итогу года

В % к итогу квартала

январь

60697

5,7

25,7

февраль

59053

5,5

25,0

март

116129

10,9

49,3

1 квартал

235879

22,1

 

апрель

80386

7,5

25,6

май

102564

9,6

32,7

июнь

130684

12,3

41,7

2 квартал

313634

29,4

 

июль

60665

5,7

23,7

август

74113

7,0

28,9

сентябрь

121519

11,4

47,4

3 квартал

256317

24,1

 

октябрь

72193

6,8

27,7

ноябрь

63315

5,9

24,3

декабрь

125312

11,7

48,0

4 квартал

260820

24,4

 

1998 год

1066650

100,0

 

Первые два месяца каждого без исключения квартала показатель почти вдвое ниже заключительного месяца квартала. Причина такого положения вещей оказалась в том, что при составлении квартальных планов используются стоимостные показатели, а не натуральные.

В силу различной материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости нормокомплектов, а также различной их комбинации, обусловленной объемно-планировочными решениями зданий, объемы СМР, как величины производные от соотношения натуральных показателей нормально организованного ритмичного производства, могут принимать различные значения по месяцам и кварталам при условии равномерного ввода в эксплуатацию жилой площади. В действительности все происходит наоборот: объемы СМР как производные от технологии и организации производства в искусственно-стоимостной форме выравниваются, а натурально-вещественная сторона дела как исходная основа при этом страдает. И монтажные управления и АО "Комплект"  в силу этого находятся в состоянии постоянной аритмии, исключающей или затрудняющей организацию поточного строительного производства. В результате объемы смонтированной площади колеблются по годам и монтажным управлениям от -10,8 % до +17,6 % (табл. 4).

 

 

Таблица 4. Состояние монтажа жилой площади в 1998 г.

Наименование

Кол-во смонтированной площади, т.м2

Отклонения

Подразделений

1996

1997

%

ДСК-1

1097,4

1120,6

+23,2

в т.ч.        МУ-1

211,0

217,6

+6,6

МУ-2

240,0

229,2

-10,8

МУ-4

221,8

224,7

+2,9

МУ-5

205,4

223,0

+17,6

МУ-9

219,2

226,1

+6,9

Это создает неравномерную нагрузку на отдельные потоки блока основного производства и производственные мощности вспомогательного производства, а также вынуждает участки комплектации и заводы ЖБК работать по принципу “пожарной команды”, либо при организации у них ритмичной работы, приводит к необоснованному завышению промежуточного продукта, созданию сверхплановых запасов, изысканию необходимых для этого оборотных средств. Диспропорции между монтажными и отделочными потоками можно ликвидировать лишь с переходом на равномерное планирование ввода в эксплуатацию жилой площади. Последующие звенья производственного конвейера, поставленные в технологическую зависимость от ритма функционирования монтажных управлений, при наличии расчетной потребности в материальных ресурсах могут формировать годовые, месячные и суточные задания по заготовке, переработке и комплектации, не обращаясь к стоимостной форме, которая нужна лишь для организации и осуществления взаиморасчетов между поставщиками и определения производственных показателей хозяйственной деятельности.

Для обеспечения инженерной комплектации строительных объектов материалами и изделиями, сопутствующими монтажу, в ДСК-1 было создано специальное подразделение - управление производственно-технологической комплектации. В ходе приватизации УПТК было преобразовано в АО "Комплект" в составе ДСК-1.

Проанализировав данные финансовой отчетности АО "Комплект" ДСК-1, можно сказать следующее: состояние заказов можно признать вполне удовлетворительным - они составили 114192,8 млн.руб. против запланированных 109300 млн.руб., другими словами - портфель заказов заполнен и на выгодных условиях.

Стремясь достигнуть целей своей хозяйственной деятельности, предприятие постоянно вовлекает в деловой оборот экономические ценности на существенно разной правовой основе:

за счет внутренних источников:

млн.руб.

·       уставный капитал

68210

·       фонд накопления

1120

·       фонд потребления

989

·       фонд возмещения

345

Целевое фининсирование из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов

12

Дебеторская задолженность:

 

·       краткосрочная

2

·       долгосрочная

5

Кредиторская задолженность:

 

·       краткосрочная

1,4

·       долгосрочная

3,6

·       краткосрочные кредиты банков

25

за счет арендуемых ОС

1580

за счет финансовых вложений (доход по акциям)

20

Система оперативного управления комплектованием в АО "Комплект"  объединяет в качестве управляемого процесса цепь технологически взаимосвязанных операций по заготовке, переработке, расфасовке, затариванию, комплектованию и доставке ресурсов на строительные объекты при условии организации производственно- технического планирования первичным, а хозяйственного - вторичным процессом. Многие показатели работы АО "Комплект", рассчитанные в результате хозяйственного планирования (табл. 5) и считающиеся основными, вовсе не являются таковыми, а лишь искажают действительное состояние дела.

Таблица 5. Показатели работы АО "Комплект"

Наименование показателя

Ед. изм.

План

Факт

% выполнения

1. Объем комплектования

 

 

 

 

    всего

Млн.руб.

109300

114192,8

104,5

в т.ч. - железобетон

 

72400

77008,9

106,4

     - прочие материалы

 

36900

37183,9

100,8

2. Численность работающих

чел.

468

449

96

3. Фонд зарплаты

 

 

 

 

в т.ч - рабочих

Млн.руб.

677,8

723,5

106,7

       - ИТР и служащих

 

314

265,8

84,7

4. Выработка на 1 работ-ка

Тыс.руб.

78846

82815

105

5. То же в натуральном изм.

М2

2151,7

2375,6

110,4

6. Средняя з/п работника с ФМП

Тыс.руб.

7029

7164

101,9

7. Прибыль

Млн.руб.

850

1120

131,7

При условии частой и неизбежной замены объемно-планировочных решений строящихся объектов, комбинации их секционной композиции и т.п., изменениях условий “сигнала” на монтаж и отделку, можно переработать заранее запланированные количества материалов, а фактически укомплектовать лишь те объекты, которые введены в эксплуатацию, порождая избыточное незавершенное производство и неликвиды. В результате первоначально рассчитанный план переработки и комплектования материалов может оказаться завышенным или наоборот. Не случайно фактический рост выработки АО "Комплект" ДСК-1 в стоимостном выражении (п.4 табл. 5) оказался вдвое заниженным (5%) по сравнению с ростом выработки в натуральных показателях, ориентированных на конечный результат (п.5 табл. 5) в м2 жилой площади (10,4 %).

2.2. Исследование рыночной конъюнктуры,  конкуренции и наиболее вероятных конкурентов фирмы

Конъюнктура - это сложившаяся на рынке ситуация, которая характеризуется соотношением между спросом на строительную продукцию заказчиками и предложением этой продукции строительными предприятиями.

Наиболее важная задача, которую необходимо решать при исследовании рынка, - изучение рыночной конъюнктуры. Ни одно строительное предприятие не сможет успешно функционировать на рынке без конъюнктурных оценок. Знать конъюнктуру рынка - это значит рационально маневрировать имеющимися ресурсами, оперативно расширять и сокращать программу по строительству определенных видов строительной продукции.

Главная цель изучения конъюнктуры рынка - определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения строительства объектов. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обуславливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка [12].

Исследование возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации.

Конъюнктура - сложное и быстро меняющееся явление. Она складывается из множества единичных элементов и действий, развитие которых подчиняется вероятностным законам.

Рынок - динамичен, изменчив, его границы расширяются или сужаются, происходят различные конъюнктурные сдвиги и, самое главное, меняются цены и объем строительства объектов, предлагаемых и реализуемых на рынке. Состояние рынка на каждый момент времени всегда связано с ситуацией предшествовавшего отрезка времени. Из этого можно сделать вывод, что в исследовании конъюнктуры рынка одно из самых важных мест занимает анализ динамических тенденций рыночных процессов.

Исследование конъюнктуры рынка необходимо начинать с изучения спроса на строительную продукцию заказчиков данного региона. Анализ спроса и предложения объектов капитального строительства может осуществляться по данным торгов. Каждое строительное предприятие может проводить исследования спроса и предложения на основании формируемого портфеля заказов, т.е. количества заключенных контрактов за определенный промежуток времени (например, год). Объем производства строительной продукции при анализе спроса и предложения не обязательно учитывать в натуральных единицах. Единицей продукции может служить заключенный контракт. Цены контрактов будут выражать спрос, затраты на выполнение строительных работ по контракту будут характеризовать предложение.

Существует распространенная точка зрения, что в правильной характеристике конъюнктуры рынка наряду с количественными оценками большую роль играет интуиция. В этом нет противоречия: сочетание количественных оценок и подсознательной интуиции, основанной на опыте и таланте исследователя, часто приводит к правильной оценке рынка и перспектив его развития.

При анализе конъюнктуры рынка следует исходить из того, что заказчик сам определяет соответствие предлагаемой ему строительной продукции своей конкретной потребности. Поэтому при изучении рынка необходимо тщательно изучать требования заказчика к строительной продукции и направлять деятельность маркетинга на удовлетворение спроса заказчика.

Под прогнозированием конъюнктуры рынка понимается выработка объективного, научно обоснованного, вероятностного по своей сути суждения о перспективах развития конъюнктуры рынка [12].

Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ провел очередное выборочное обследование деловой активности строительных организаций. Более 60 % участников опроса считают, что в целом экономическая ситуация в отрасли в 1998 году оставалась неблагоприятной. У значительного числа обследованных строительных организаций наблюдалось сокращение собственных финансовых средств.

Высоким остается удельный вес предприятий, не осуществляющих инвестиции. Увеличилась доля подрядных организаций, у которых возросла задолженность заказчиков по оплате за выполненные работы. Вместе с тем увеличился уровень загрузки производственных мощностей, повысилась обеспеченность строительных организаций заказами. Значительно снизились темпы роста цен на строительные материалы и на строительные работы. Примерно у 50 % обследованных предприятий численность занятых не уменьшилась. Следует также отметить, что оценки показателей деятельности строительных организаций в 1998 году были лучше аналогичных оценок 1997 года.

Данное обстоятельство подтверждает наличие отдельных признаков улучшения в строительном секторе. Что касается прогноза на 1999 год, то, по оценкам руководителей, в целом ситуация в строительном секторе практически не изменится по сравнению с IV кварталом прошлого года. При этом может произойти некоторое замедление темпов роста задолженности заказчиком за выполненные работы [20].

Факторы, препятствующие эффективной работе.

В течение всего 1998 года наблюдалось сокращение физического объема работ в строительстве. Так, баланс оценок показателя (“увеличение”-“уменьшение”) в IV квартале составил 40 пунктов против 52 пунктов в I квартале. Лучшее значение показателя отмечено во II и III кварталах. В группировке по численности занятых лучше, чем в среднем по выборке, ситуация сложилась в IV квартале у строительных организаций с персоналом от 200 до 300 человек.

В I квартале 1999 года ожидается дальнейшее снижение физического объема работ и баланс оценок данного показателя прогнозируется на уровне -48, что на 8 пунктов хуже фактических оценок IV квартала 1998 года. Предполагается, что лучшее положение с объемом работ будет у государственных предприятий, а в группировке по численности занятых - у предприятий с персоналом до 300 человек.

Несколько ухудшились оценки предпринимателями состояния производственной программы своих организаций. Однако следует отметить, что оценка производственной программы в 1998 году выше, чем оценки 1997 г. Чаще других соответствие производственной программы “нормальному” уровню отмечают руководители государственных строительных предприятий, а в группировке по численности занятых - руководители крупных компаний. По-прежнему сохраняется значительная дифференциация в загрузке производственных мощностей в группах с различной численностью занятых: чем крупнее предприятие, тем выше уровень загрузки производственных мощностей.

Факторы, препятствующие эффективной деятельности строительных организаций, в течение года практически не изменились: по-прежнему “лидируют” финансовые проблемы (неплатежи заказчиков - 84%, необеспеченность финансированием - 80%, высокий уровень налогов - 79%). Недостаток заказов отрицательно повлиял на работу 64 % строительных организаций [20].

Число заключенных договоров и цены.

В IV квартале 1998 года число заключенных договоров значительно снизилось. Лучшее положение с договорами в течение года, также как и с физическим объемом строительно-монтажных работ, отмечено во II и III кварталах. Наиболее благоприятная ситуация со спросом в группировке по формам собственности складывалась у государственных строительных организаций, а наибольшее снижение спроса зафиксировано у смешанных предприятий. Средняя обеспеченность заказами подрядных организаций несколько снизилась. Сохраняется тенденция лучшей обеспеченности заказами крупных организаций.

Рост цен как на строительные материалы, так и на строительно-монтажные работы продолжает замедляться. По оценкам руководителей в 1999 году ситуация с договорами существенно не изменится, темпы роста цен на строительные материалы еще более замедлятся, а на строительно-монтажные работы останутся на прежнем уровне.

Численность занятых.

В течение трех кварталов 1998 года наблюдалось замедление темпов сокращения численности занятых. В 1999 году, по мнению руководителей строительных организаций, темпы сокращения численности занятых сохранятся на уровне IV квартала.

Обеспеченность финансовыми ресурсами и инвестиции.

Финансовое положение строительных организаций в IV квартале, также как и в течение года, продолжало оставаться нестабильным. Лишь 2 % руководителей отметили, что оно улучшилось, более 40 % констатировали ухудшение и 26 % считают, что их положение не изменилось. Крайне слабо строительные организации в IV квартале пополняли свои ресурсы за счет кредитов: свыше 80 % из обследованных подрядных организаций не пользовались услугами коммерческих банков.

Примерно такая же картина наблюдалась в течение всего года. В IV квартале отмечено дальнейшее сокращение собственных финансовых ресурсов, что в значительной мере связано с уменьшением физического объема работ и ростом задолженности заказчиков. В течение года увеличилась доля строительных организаций, у которых возросла дебиторская задолженность. Инвестиционная активность строительных организаций в IV квартале практически не изменилась. Удельный вес предприятий, не осуществляющих инвестиции, составил 68 %, а рост инвестиций отмечает лишь 1 % опрошенных. В прогнозах руководителей в 1999 году повышения инвестиционной активности в подрядных организациях не ожидается [20].

Инновационная деятельность.

Весьма слабой в течение всего года оставалась инновационная деятельность в строительстве. Лишь 18 % строительных организаций проводили какие-либо инновационные работы. Более активную инновационную деятельность осуществляют крупные строительные организации с численностью занятых свыше 300 человек, которые располагают лучшей финансовой и материально-технической базой, квалифицированными кадрами и имеют больше возможностей как для разработки, так и реализации нововведений.

Среди строительных организаций, занимающихся инновационной деятельностью, основными направлениями, как и ранее, являются: совершенствование организации и управления (51 %), использование новых видов сырья и материалов (44 %), совершенствование технологий (39 %), внедрение новых видов оборудования (35 %). Главными источниками финансирования инновационной деятельности большинства строительных организаций по-прежнему остаются собственные средства. В 1999 году руководители предприятий также прогнозируют рост инновационной активности строительных организаций.

Оценка экономической ситуации.

Характеризуя в целом экономическую ситуацию на своих предприятиях, только 1 % респондентов оценил ее как “благоприятную “, 26 % - как “удовлетворительную” и 63 % - как “неблагоприятную”. Однако доля предприятий, оценивших свое экономическое положение как “неблагоприятное”, снизилась с начала года на 11 пунктов.

Несмотря на неблагоприятную инвестиционную ситуацию предприятия и организации строительного комплекса продолжают адаптироваться к сложным условиям рынка, преодолевать экономические трудности, сохранаяют свой производственный потенциал. Строительную деятельность осуществляют более 130 тыс. подрядных организаций с численностью работников 6,3 млн чел., около тысячи совместных и иностранных фирм.

Проектирование и инженерные изыскания для капитального строительства выполняют 11,7 тыс. проектно-изыскательских организаций, из них 0,6 тыс. государственных. Численность работников в проектных организациях за последние годы сократилась более чем в 3 раза и составляет 188 тыс.чел. Всего в строительном комплексе работают 8,5 % всех основных фондов, в прошлом году получено 9,7 % прибыли, объем продукции, работ и услуг строительного комплекса в составе валового внутреннего продукта в целом составил около 9 %.

Строительные организации выполнили подрядных работ в объеме 243 трлн.руб., что на 6 % меньше, чем в 1997 году, когда снижение деловой активности строителей было наиболее глубоким (14.5 %). Эти показатели соответствуют уровню спада инвестиций и зависят от него.

Государственными предприятиями и организациями выполнено работ на 31 трлн.руб., или 12,8 % общего объема. Доля негосударственного сектора в строительстве составляет уже 87 %, частными фирмами выполняется более половины объемов работ. Предприятиями и организациями малого бизнеса, которые по количеству составляют 85 %, выполняется около 40 % объемов подрядных работ.

В прошедшем году в отрасли происходили процессы интеграции, создавались финансово-промышленные группы, акционерные объединения, ассоциации. Проводилась работа по формированию конкурентной среды, развитию подрядных торгов, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности российских строителей на отечественном и зарубежном рынках подрядных работ. По данным Госстроя РФ, за последние три года проведено более 2,5 тыс. тендеров, в результате которых стартовая цена строительства была снижена на 20-25 %  (табл. 6, 7). Для России такого количества торгов явно недостаточно. В ряде регионов подрядные организации все еще сохранаяют стремление диктовать заказчику свои условия [20].

Общее состояние реального производственного сектора экономики предопределяет финансовое, экономическое положение в инвестиционной и строительной сфере. Проблема неплатежей в прошлом году обострилась, финансовое положение строительных организаций ухудшилось. В январе - ноябре 1998 года строительными организациями было получено прибыли на сумму 9,9 трлн.руб., или 77,2 % от объема соответствующего периода 1997 года в действовавших ценах.

Остается достаточно высокой доля убыточных предприятий, которая за январь - ноябрь 1998 года составила 41 %. Сумма убытков строительных организаций составила 3,5 трлн.руб. и выросла по сравнению с аналогичным периодом 1997 года на 25,8 %.

Дебиторская задолженность строительных организаций на 1 февраля 1998 года составила 88.6 трлн.руб., в том числе просроченная - 47,7 трлн.руб., или 53,9 % (на 1 февраля 1998г - 53,6 %). На 1 февраля 1999 года в строительстве доля просроченной задолженности по госзаказам и федеральным программам в общем объеме просроченной дебиторской задолженности составила 6,9 %, что на 0,3 процентного пункта меньше, чем в начале 1998 года.

Кредиторская задолженность строительных организаций на 1 февраля 1998 года составила 113 трлн.руб., в том числе просроченная - 63,6 трлн.руб, или 56,3 % (на 1 февраля 1997 года - 55,7 %). В целом в строительстве кредиторская задолженность превышала дебиторскую на 24,3 трлн.руб.

Доля предприятий, имеющих просроченную дебиторскую задолженность, в общем количестве строительных организаций снизилась с 71,9 % на 1 февраля 1997 года до 67 % на 1 февраля 1998 года, просроченную кредиторскую задолженность - соответственно с 72,3 % до 67,5 %.

Просроченную дебиторскую задолженность в сумме 6,8 трлн.руб. имеют 1618 предприятий по производству строительных материалов, а просроченную кредиторскую задолженность в сумме 14,2 трлн.руб. - 1675 предприятий. Общая дебиторская задолженность здесь составила 13,1 трлн.руб., кредиторская - 23,6 трлн.руб., превышение кредиторской задолженности над дебиторской - 10,5 трлн.руб., или 80%.

Суммарная задолженность по заработной плате в строительстве на 1 января 1998 года составила 7,5 трлн.руб. против 7,8 трлн.руб. на начало декабря и сократилась за месяц на 3,8 %. В этой сумме задолженности долг из-за отсутствия финансирования из бюджетов всех уровней составил 0,4 трлн.руб., а из-за отсутствия средств у самих предприятий и организаций - 7,1 трлн.руб.

Среднемесячная заработная плата в строительстве в октябре составила 1438 тыс.руб. против 1006 тыс.руб. в целом по отраслям.

Для решения проблемы неплатежей в строительстве, как и в других отраслях экономики, получили широкое развитие бартер, векселя, взаимозачеты и другие денежные суррогаты взамен нормальных денег, что затрудняет формирование нормального бюджета и продвижение рыночных реформ.

Использование кредитов для покрытия просроченной задолженности для предприятий и организаций представляется проблематичным, тем более для инвестиций. Несмотря на то что общий объем кредитов, предоставленных экономике и населению за 11 мес. прошлого года, увеличился почти на треть (268 трлн.руб.), удельный вес долгосрочных вложений остается низким - 3,8 %, а процентные ставки за пользование кредитами - высокими. Средневзвешенная процентная ставка по предоставленным кредитам возросла в декабре по сравнению с ноябрем на 14,2 процентного пункта и составила 35,9 % годовых.

Индекс цен в капитальном строительстве в декабре составил 95,3 % (в целом за 1998 г. - 105%), в том числе на строительно-монтажные работы - 94% (104%), на машины и оборудование - 100,1 % (108%) [19].

Таблица 6. Индексы цен (в % к предыдущему месяцу)

 

 

Период

 

Индекс цен в капитальном

В том числе на

 

строительстве

строительно-монтажные работы

 

машины и оборудование

прочие капитальные работы и затраты

I квартал

101.2

100.3

104.1

100.3

Апрель

100.2

100.1

100.6

100.1

Май

102.7

103.3

100.4

103.3

Июнь

98.3

97.6

100.8

97.6

II квартал

101.1

100.9

101.8

100.9

I полугодие

102.3

101.3

106

101.3

Июль

101.4

101.8

100.1

101.8

Август

101.3

101.5

100.4

101.5

Сентябрь

99.2

98.8

100.4

98.8

III квартал’

101.9

102.1

100.9

102.1

Январь-сент”

104.2

103.4

107

103.4

Октябрь

102.3

102.8

100.6

102.8

Ноябрь

103.2

104.1

100.2

104.1

Декабрь

95.3

94

100.1

94

IV квартал’

100.6

100.6

100.9

100.6

Год”

105

104

108

104

Примечание: ‘- конец периода к концу предыдущего периода; “- конец периода к декабрю предыдущего года.

В декабре прошлого года по сравнению с сентябрем цена 1 м2 общей площади квартир увеличилась на первичном и вторичном рынках соответственно на 7,6 % и 5,5 %. Средняя по России цена 1 м2 общей площади составила: в типовых квартирах на первичном рынке - 2930 тыс.руб., на вторичном рынке 2408 тыс.руб.; в квартирах улучшенной планировки - соответственно 3203 и 2818 тыс.руб. В Москве цены как на новые, так и на квартиры существующего жилого фонда были самыми высокими - около 6 млн.руб. за 1 м2 общей площади.

На протяжении десятилетий производство строительных материалов являлось важнейшим и порой решающим фактором, сдерживающим рост подрядных работ. Впервые за последние годы в отрасли создалась ситуация, когда практически все ее мощности оказались недозагруженными в связи со снижением спроса на ее продукцию (табл. 7) [20].

Индекс цен в капитальном строительстве в январе 1998 года составил 101,3 %.

Строителями Москвы построены жилые дома общей площадью 3,4 млн. кв. метров, что составило 100,9 % к 1997 году, в том числе на территории Москвы - 3,1 млн. кв. метров (106,1 %) [20].

1998 год для рынка недвижимости Москвы ознаменовался общей стабилизацией цен. Цены оставались на одном уровне на объекты, имеющие спрос. А на недвижимость, не пользующуюся высоким спросом, цены вообще снижались. На ровное поведение рынка в ушедшем году повлияло и то, что в России в целом продолжался процесс стабилизации экономики, способствующий установлению на столичном рынке жилья свободных экономических отношений.

Следует отметить, что на стоимость недвижимости основное вляиние оказывают факторы территориальности. В это понятие входит географическое местоположение объекта, макро- и микроэкономическое состояние района, в котором он находится, социальная обстановка в его окружении. В Москве на эти факторы оказывают большое влияние административно-политические решения, поэтому прогноз изменения цен на рынке недвижимости не может быть до конца точен.

На рынке новостроек большое влияние имеют цены на квартиры в новых домах, которые устанавливаются собственником этого жилья. Если цены чересчур завысят, как осенью 1995-го до весны 1996 года, то последует, видимо, застой на этом сегменте рынка, и цены могут снизиться к концу года до 20-25 %. Может быть и другой вариант: цены на новостройки по мере стабилизации экономики будут пропорционально и постепенно снижаться собственниками, тогда произойдет общее снижение цен на 7-10 %, что предотвратит резкие изменения цен в этом сегменте рынка.

В секторе нежилых объектов недвижимости в удобных для ведения бизнеса районах цены на престижные и среднего уровня офисные помещения будут вести себя стабильно, на неприспособленные офисные помещения в неудобно расположенных районах - снизятся ориентировочно на 10-15 %. Но это не коснется объектов недвижимости, предназначенных для ведения торгового бизнеса. Причем для таких объектов в местах с большим количеством потенциальных покупателей возможен рост цен на 3-4 % от сегодняшней продажи. Ситуацию на этом сегменте рынка могут изменить только решения, связанные с налогообложением таких объектов. 

На московском рынке жилья продолжает увеличиваться средняя стоимость квадратного метра общей площади. Этот процесс начался еще в октябре 1998 года, и хотя ежемесячные темпы роста невысоки (1 - 3 %), тенденция очень стабильна.

Стоимость квадратного метра в январе возросла на 1,06 %, что отличает нынешнюю ситуацию от прошлогодней, когда сезонный рост цен в это время уже прекратился. Но положительная ценовая динамика, имеющая место на московском рынке жилья на протяжении полугода, пока еще не выходит за рамки сезонной, и какие-либо выводы о дальнейших тенденциях в этом году делать рано [21].


 

 

Таблица 7. Состояние подрядных торгов

 

Всего

В том числе государственные заказчики - держатели средств

Наименование показателей и операций

 

Федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов

Бюджетов и внебюджетных фондов субъектов РФ

местных (муниципальных) бюджетов

 

 

Всего

В % к итогу

Всего

в % к итогу

всего

в % к итогу

Всего проведено подрядных торгов

2228

424

190

369

16.6

1435

64.4

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

Открытые

1327

110

8.3

239

18

978

73.7

Закрытые

776

213

27.5

126

16.2

437

56.3

по запросу котировок

84

78

92.9

 

 

6

7.1

Специализированные и с единственным подрядчиком

41

23

56.1

4

9.8

14

34.1

Стоимость лотов (предложений заказчиков), выставленных на подрядные торги, трлн.руб

10.3

3.8

36.8

1.8

17.7

4.7

45.5

Стоимость заключенных контрактов по подрядным торгам, трлн.руб.

9

3.1

34.4

1.6

17.8

4.3

47.8

Заключено контрактов на подрядные работы

5004

521

10.4

494

9.9

3989

79.7

Общее число подрядных организаций, подавших заявки на участие в торгах

7314

1153

15.8

954

13

5207

71.2

Число подрядных организаций, выигравших торги

3227

508

15.7

387

12

2332

72.3

Отклонено заявок подрядных организаций

1388

92

6.6

130

9.4

1166

84

Отозвано заявок подрядными организациями

65

17

26.2

14

21.5

34

52.3


Продолжается процесс выравнивания стоимости 1 кв.м в квартирах с разным количеством комнат. С одной стороны, это обусловлено постоянно высоким интересом со стороны потенциальных покупателей к однокомнатным квартирам, в которых этот показатель за последнее время вырос на 10 %, а с другой, высокой долей в общей структуре предложения квартир в домах-новостройках, продажная цена 1 кв.м которых практически не зависит от площади жилья.

Не совсем обычно развивалась в январе ценовая ситуация в различных районах Москвы (табл. 8-10). В стабильно престижных и дорогих районах центра и западной части города стоимость 1 кв.м снизилась, а в считающихся относительно дешевыми районах юга и востока, напротив, выросла [19].

 

Табилица 8. Индексы цен по элементам технологической структуры инвестиций в основной капитал в январе 1998 г.

                                                                                    (на конец периода в процентах)

 

Индекс цен

В том числе на

Период

в капитальном строительстве

строит.-монт. работы

машины и оборудование

прочие капит. работы и затр.

 

К предыд. месяцу

к декабрю пр.года

к предыд. месяцу

к декабрю пр.года

к предыд. месяцу

к декабрю пр.года

к предыд. месяцу

к декабрю пр.года

1998 год

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

103.3

103.3

103.9

103.9

101.1

101.1

103.9

103.9

Декабрь

95.3

105.0

94.0

104.0

100.1

108.0

94.0

104.0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

 

 

 

 

1999 г.

101.3

101.3

101.4

101.4

100.8

100.8

101.4

101.4

 

 

Таблица 9. Изменение цен на работы по строительству

объектов в январе 1998 г.

                                                                                                      (на конец периода в процентах)

Сфера

Деятельности

К предыдущему месяцу

Январь 1998 к январю 1997

Январь 1997 к январю 1996

 

Декабрь 1997

Январь 1998

 

 

Строительство

94.3

101.9

103.8

103.2

Жилищное строительство

95.5

100.4

101.7

101.4

 

 

 

 

Таблица 10. Индексы цен на основные материалы,

приобретаемые строительными организациями в январе 1998 г.

                                                                                                                          (на конец периода в процентах)

Наименование

Материалов

К предыдущему месяцу

Январь 1998 к январю 1997

Январь 1997 к январю 1996

 

декабрь 1997

январь 1998

 

 

Кирпич керамический

101.4

98.1

104.7

97.2

Цемент

93.3

100.9

97.1

102.9

Бетон товарный

102.3

99.7

105.8

101.4

Раствор товарный

101.7

100.4

105.5

101.8

Щебень

96.6

102.5

100.5

101.5

Песок

98.6

100.9

93.3

98.3

Плитки керам.

102.2

100.7

105.0

101.4

Линолеум

100.8

100.9

94.5

100.7

Стекло оконное

101.5

102.3

101.7

99.9

 

Администрацией Московской области была разработана специальная программа до 2010 года по реконструкции и сносу “жилых домов первых массовых серий”. Срок эксплуатации этих домов давно истек. Всего на территории Московской области насчитывается свыше полутора тысяч таких домов, что составляет свыше 7 млн.кв.м общей площади. Непосредственно приступить к всеобщей реконструкции намечено в 2000 году. Два года перед этим предполагается вести подготовительную работу: разрабатывать правовую и технико-экономическую базу, создавать кредитно-финансовые механизмы обеспечения проекта.

На сегодняшний день уже существует ряд методов реконструкции, кроме того, предполагается увеличить квартиры, то есть появятся дополнительные жилые метры. Подсчитано что за счет этого прирост общей площади может составить до 40 %. Стоимость получаемого при этом жилья на 20-30 % ниже, чем при строительстве “на пустом месте” [21].

Индекс цен в капитальном строительстве в январе 1998 года составил 101,3 %.

 


 

 

Таблица 11

 

 

 
Объем инвестиций для реализации программы реконструкции жилых домов первых

 массовых серий

Виды инвестиций

Всего, млрд.руб.

В том числе по годам (млрд. рублей)

 

 

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Обследования состояния жилых домов с предложениями по их реконструкции

47,0

47,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снос аварийного жилья

245,0

10

15

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

Реконструкция домов первых массовых серий

2130,0

50

100

180

180

180

180

180

180

180

180

180

180

180

Строительство нового жилья для переселяемых людей при ремонте и сносе их домов

3940,0

340

300

300

300

300

300

300

300

300

300

300

300

300


Правительство Московской области одобрило программу развития и модернизации базы стройиндустрии Подмосковья. Она нацелена прежде всего на обновление производственного потенциала строительного комплекса области - одного из крупнейших в России. Основу капитального строительства составляет индустрия строительных материалов.

Ныне в Подмосковье стройматериалы производят 350 организаций, где трудятся более 41 тысячи человек. Это 11 домостроительных комбинатов, 31 кирпичный завод, 5 производств по выпуску керамической плитки и сантехнических изделий, 5 цементных заводов, 21 предприятие по изготовлению теплоизоляционных, полимерных, гипсовых, асбестоцементных материалов. Они могут обеспечить возведение 3 млн 400 тыс.кв.м жилья ежегодно.

В то же время переориентация строительного комплекса на малоэтажное строительство требует современных строительных материалов, новых технологий, мобильных минипроизводств, эффективных инженерных систем. Модернизация стройиндустрии будет обязательно увязываться с поддержкой отечественных предприятий.

Имеющаяся база стройиндустрии в последние годы позволила Московской области постоянно увеличивать ввод в строй жилой площади: 2 млн. 350 тыс.кв.м - в 1996 г., 2 млн. 374 тыс.кв.м - в 1997 г и 2 млн. 500 тыс.кв.м - в 1998 г. При этом показателен постоянный рост индивидуального строительства - в прошедшем году 1 млн.кв.м площадей построен именно в этом секторе [21].

Раньше каждый дом любого производства тиражировался по 20-25 лет. Работая на полное использование производственных мощностей для выпуска одного дома, ДСК не имел технологического и временного резерва для освоения новой продукции. Как следствие, затягивалось на 5-10 лет появление новых или модернизированных серий. Лишь за последние пять лет направленными управленческими действиями, используя возможности экспериментального строительства, удалось создать новую серию жилых домов для ДСК-1 и модернизировать продукцию остальных производств. А говорить сегодня о полной замене всего набора типовых проектов для массового жилья вообще невозможно. Тогда затраты на освоение каждой новой серии достигнут 100-200 млн.рублей.

Следовательно, существующие технологические возможности не позволят комбинатам откликаться на задания Комитета муниципального жилья: для каждой демографической ситуации подбирать только ей отвечающий набор квартир. Следовательно, неизбежно снижение объема продукции крупнопанельного домостроения в общем количестве жилых домов, где преобладать будут строения из сборно-монолитного железобетона и кирпича. Следовательно, в жилищном строительстве крупнопанельное домостроние не останется таким, какое оно сегодня. Слухи о скоропостижной смерти этого вида строительства не соответствуют  ни действительности, ни тенденциям развития. Потому, что оно может быть другим - легким и подвижным, гибко реагирующим на запросы города. Потому, что оно может отвечать требованиям архитектуры - быть функциональным и красивым. Потому, что, наконец, отказ от крупнопанельного строительства сегодня невозможен не только по технологическим причинам, но и, в большей степени, по социальным [21].

2.3 Анализ сбытовой и ценовой внутрифирменной политики

АО ”Комплект”

Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен происходит не в сфере производства, не на строительном предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена строительного объекта и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

В условиях рыночной экономики цена строительства объекта становится важнейшим экономическим параметром деятельности строительного предприятия, с которым оно вынуждено считаться и по возможности на него влиять. В условиях конкуренции между строительными предприятиями на рынке цена строительства объекта формируется под воздействием факторов, объективно складывающихся независимо от данного строительного предприятия, и является в большинстве случаев для него заданной [12].

Таким образом, механизм ценообразования должен создавать условия конкуренции и ликвидации монополизма в строительстве. Эффективность методов ценообразования состоит, прежде всего, в том, насколько полно учитывается строительными предприятиями спрос на строительство объектов, который определяет текущую рыночную конъюнктуру и формирует структуру инвестиций и самой экономики.

Правильная оценка, с одной стороны, всех условий, сложившихся на рынке, а с другой стороны, возможностей строительного предприятия в определении цены на строительство объекта является залогом выживания этого предприятия в условиях конкурентного рынка [13].

Прежде чем выбрать ценовую политику строительной организации, необходимо проанализировать и выявить все факторы, которые могут оказать влияние на цены строительной продукции. В основном это факторы внешние по отношению к строительной организации и не могут контролироваться им. К ним можно отнести следующие условия:

1.  Заказчики оказывают большое влияние на принятие строительной организацией решения по ценам. Взаимозависимость между ценами на строительство объектов и количеством контрактов, заключенных с заказчиками по этим ценам, можно объяснить двумя причинами: во-первых, действием закона спроса и предложения, во-вторых, неодинаковой реакцией заказчиков различных сегментов рынка на цену.

2.  Государственное регулирование цен на строительную продукцию осуществляется по нескольким направлениям.

3.  Правительство законодательным путем ограничивает попытки сговора между строительными предприятиями в установлении фиксированных цен на строительную продукцию.

4.  Правительство запрещает законом ценовую дискриминацию, если она наносит ущерб конкуренции. Строительные предприятия имеют право предлагать строительство объектов заказчикам на одних и тех же условиях.

5.  Правительство запрещает использование нечестной ценовой конкуренции.

6.  Конкуренция. Различают три вида конкурентных сред, которые контролируют цены: среда, контролируемая рынком, среда, контролируемая строительным предприятием, и среда, контролируемая правительством.

7.  Издержки, связанные с приобретением строительных материалов и конструкций, рабочей силы, транспортом и т.д. Подобные затраты не могут контролироваться строительным предприятием, но должны быть учтены при ценообразовании.

8.  Стратегический фактор заключается в том, что цены образуются на основе стоимости строительного объекта. Постоянно происходят колебания вокруг стоимости строительного объекта. Этот фактор является фактором долговременного перспективного действия. Он ставит в наиболее благоприятные условия те строительные предприятия, которые имеют своевременную технологию, используют передовые методы организации управления строительством и др. Наибольший выигрыш получает то строительное предприятие, у которого индивидуальные затраты на строительство объектов ниже.

9.  Тактический фактор выражается в том, что цены на строительство конкретного объекта формируются под влиянием конъюнктуры рынка. Данный фактор может очень часто меняться вследствие того, что динамика конъюнктурных изменений очень высока, поэтому маркетологам необходимо постоянно и всесторонне изучать эти изменения [12].

Тактический фактор помогает тем строительным предприятиям, которые оперативно умеют пользоваться конъюнктурой. Однако наибольшую уверенность в успехе и выигрыше получают на рынке те строительные предприятия, которые имеют возможность использовать и тот и другой факторы.

Выбор ценовой стратегии составляет содержание концепции строительного предприятия в определении цен на строительство объектов. Этим определяется планирование прибыли предприятия от реализации строительных объектов.

Строительному предприятию, функционирующему в рыночных условиях, прежде необходимо выработать стратегию и принципы определения цен, руководствуясь которыми оно может эффективно решать стоящие задачи.

Отсутствие четко определенной ценовой стратегии может привести к неопределенности в принятии решений в этой области различными службами строительного предприятия. Последствием может быть несогласованность этих решений, что приведет к ослаблению позиций строительного предприятия на рынке, потери в прибыли.

Наиболее распространенные, типичные ценовые стратегии строительных предприятий следующие:

1.  Сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности и достаточно удовлетворительных других показателях деятельности строительного предприятия.

2.  Расширение доли рынка, на котором строительное предприятие предполагает строить свои объекты. Часто это связано со стремлением к лидерству на рынке. Однако и для предприятия, которое не относится к группе лидирующих предприятий, постановка цели, предположим, увеличить долю строящихся объектов на рынке с 8 до 11 %, может иметь немалое значение. В соответствии с этим необходимо формировать цену на строительство объектов и весь комплекс маркетинговых мер.

3.  Максимизация прибыли, повышение уровня рентабельности. Благодаря этому увеличивается доходность и расширяются воспроизводственные, в том числе и инвестиционные возможности строительного предприятия. Акционерные общества могут увеличить выплату дивидендов по акциям. При этом могут ставиться задачи увеличения абсолютной суммы балансовой прибыли, ее составляющих, повышения рентабельности строительного предприятия или рентабельности товарной реализации. Цели максимизации прибыли, повышения рентабельности могут быть поставлены как в части текущей ценовой политики, так и в перспективной стратегии ценообразования.

4.  Поддержка и обеспечение ликвидности - платежеспособности предприятия. Это ценовая и маркетинговая политика строительного предприятия актуальна в условиях рынка всегда, поскольку устойчивая неплатежеспособность предприятия грозит объявлением о его несостоятельности. Если строительное предприятие имеет надежных заказчиков и проблемы расчетов не возникает, то все равно руководству нужно четко представить те условия, которые обеспечивают стабильную платежеспособность. Надежная и своевременная платежеспособность заказчиков за строительство объектов - важное условие делового партнерства. Поэтому в ценовой политике необходимо выбирать заказчиков с учетом их платежеспособности, идти на выгодные формы расчетов, в частности предоплату, предоставляя безупречным в платежах заказчикам льготы по ценам, избегать завышения цен на строительство объектов.

5.  Завоевание лидерства на рынке в определении цен. Это наиболее активная и престижная стратегия ценообразования крупных строительных организаций. Ценовое лидерство отражает положение строительного предприятия на рынке как одного из наиболее активных при установлении общих ценовых уровней на какие-то виды строительных объектов. Конечно, для того чтобы занять лидирующее положение на рынке, строительное предприятие должно обладать достаточными возможностями и потенциалом.

Противоположной ценовой стратегией является стратегия пассивного следования за лидером. При определенных условиях это может быть вынужденной стратегией [12].

Цепная модель управления сбалансированной потребностью в материальных ресурсах технологически взаимосвязанных производственных подразделений

Чтобы организовать ритмичное строительное производство и бесперебойную поставку необходимых ему ресурсов, а также соответствующую реализацию готовых продуктов по цепи производственного конвейера строительного комплекса, важно иметь информацию о режиме потребления того или иного промежуточного продукта тем или иным его потребителем в определенные интервалы времени (год, квартал, месяц). Стоимостная форма учета, как производная от натурально-вещественной формы движения предметов труда, очевидно, выполняет при такой постановке задачи не решающую, а вспомогательную роль. Тем не менее именно в стоимостной форме из-за необъятности номенклатуры производимых продуктов определялись в плановой системе и доводились до предприятий и строительных организаций плановые задания на производство той или иной продукции. В стоимостной форме в пределах договорных цен определяются протоколы о намерениях, продаются подряды и заключаются многочисленные контракты и сегодня.

Попытки охватить в свое время единым планом и одномоментно в масштабах страны или даже региона сбалансировать производство необозримой массы материальных благ оказалось делом практически нереальным. Установление же приблизительных пропорций на практике выливалось в несбалансированное производство с миллиардными потерями в рублях народного хозяйства.

Проблема еще более обострилась, когда акционерные общества или фирмы иной формы собственности, утратив свои оборотные средства в силу инфляционных процессов, вынуждены обращаться в банки за кредитом. Как это ни парадоксально, но именно отказ от единого, якобы одномоментно сбалансированного плана и переход на непрерывное внутрифирменное или внутриотраслевое планирование по принципу “контрактной волны”, движение которой начинается, по нашему предложению, от предприятий и организаций, производящих конечные продукты, и продолжается по цепи производственного конвейера строительного комплекса до его источников с информацией об отклонениях в темпах производства и уровнях цен на каждом производственном участке конвейера и управлением по отклонениям, делает проблему сбалансированного, согласованного и ритмичного строительного производства в регионе разрешимой. Впрочем, действие “контрактной волны” может быть многократно смоделировано, скорректировано и просмотрено на цепной имитационной модели как последовательное решение сложной по объему информационной задачи.

В реальной действительности прирост по фиксированным интервалам времени конечных продуктов (это обусловлено сроками контрактов), производственных мощностей и основных фондов для всей их номенклатуры неравнозначен. Не остаются неизменными цены и нормы производственного потребления составляющих конечные продукты материально-технических ресурсов. Переход на производство продукции иной номенклатуры уменьшает потребность в одних и увеличивает потребность в производстве других материалов. Причем, чем большая гибкость маневра, тем выше живучесть предприятия [2].

В свою очередь, поставка на экспорт и в сферу розничной торговли не только конечных продуктов и предметов потребления, но и значительной массы промежуточных товаров (сырья, строительных материалов, деталей, конструкций и т.п.) вносит в условиях рынка существенные структурные изменения в ритм производства тех или иных конечных и промежуточных продуктов. В связи с этим практически возникает задача определить на предплановой стадии или на момент подписания протокола о намерениях, каким должен быть (или может быть) прирост продукции по ее видам на том или ином производственном участке (рабочем месте) производственного конвейера, если заданы: информация об изменении норм потребления и рост (спад) производства на тех участках (предприятиях), куда поставляется данный продукт.

Задача носит цепной характер с обратной движению предметов труда последовательностью расчета, т.е. от предприятий и организаций, производящих конечный продукт (например, строительно-монтажных организаций), к предприятиям перерабатывающих и добывающих отраслей.

В предлагаемом методе используется информация об отклонениях в режиме цепного процесса последовательного циклического потребления и воспроизводства предметов труда производственного конвейра строительного комплекса. Это позволяет принять в качестве исходных как натуральные или стоимостные показатели, так и комбинацию тех и других [1].

Назначение метода: 1) формирование и корректировка внутрифирменных планов производства промежуточных продуктов на основе информации об изменении спроса на конечный продукт или изменения его договорной цены; 2) прогоноз потребностей в развитии производственных мощностей технологически взаимосвязанных производственных участков и рабочих мест в строительстве и на предприятиях стройиндустрии.

Область применения: 1) акционерные общества и территориально-производственные объединения в строительстве; 2) предприятия и товарищества в объединениях стройиндустрии; 3) промышленные предприятия и объединения, комплектующие объекты капитального строительства материалами, полуфабрикатами и деталями.

Расчетная формула:

) ,

где Pit - прирост i-й продукции на рабочем месте в период t (год, квартал, месяц);

Kij(t-1) - доля i-ой продукции от общего ее производства на рабочем месте, поставлявшаяся в базисном (t-1) периоде j-му предприятию (рабочему месту);

Pjt - рост в процентах объема производства на предприятии, потребляющем i-й продукт в период t;

Hijt - изменение нормы потребления i-го продукта на единицу продукции (или 1 млн.рублей) j-го предприятия в периоде t по сравнению с базисным (t-1);

n - число потребителей i-ой продукции в период t;

m - количество новых потребителей продукции i в периоде t.

Исходные данные:

1.    Информация от потребителей продукции об изменении норм потребления и росте в процентах объема производства (спроса) по сравнению с базисным периодом или предшествующим интервалом времени;

2.    Данные о соотношении (распределении) произведенной в базисном  (предшествующем) периоде продукции между ее потребителями;

3.    Общее число потребителей продукции (в том числе новых) на основе протоколов о намерениях или контрактов [3].

Пример. Определить технологически обусловленный прирост промежуточных продуктов на предприятиях 1.3 и 1.4 (см. Рис. 2.1.), если по предприятиям 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 и 3.5, изготавливающим конечные продукты, известен прирост соответственно на 5, 10, 2, 4 и 6 %, а норма потребления продукции изменилась лишь на предприятии 2.2, потребляющем продукцию предприятия 1.3 до  0,8, и задана информация о долевом распределении на каждом предприятии производственного конвейера производимой продукции по предприятиям-потребителям: 1; 0,128;   0,872; 0,294; 0,118; 0,588; 0,364;   0,454; 0,182;   0,667; 0,333.

Решение.

В соответствии с методикой решения задачи определим предварительно рост продукции на предприятиях первого концентра сопряжения с предприятиями, производящими конечные продукты, т.е. на предприятиях 2.2, 2.3 и 2.4:

    (0,294 · 5 · 1)+(0,118 · 10 · 1)+(0,588 · 2 · 1)=3,82 %;

P2.3=(0,364 · 10 · 1)+(0,454 · 2 · 1)+(0,182 · 4 · 1)=5,28 %;

P2.4=(0,667 · 4 · 1)+(0,333 · 6 · 1)=4,67 %.

Если бы норма потребления продукции, выпускаемой предприятием 1.3, оставалась неизменной, то учитывая, что его продукцию потребляет единственное предприятие 2.2, рост производства на предприятии 1.3 должен был соответствовать росту производственной программы на предприятии 2.2, т.е. 3,82 %. Однако в связи с изменением нормы потребления на предприятии 2.2 продукции, производимой предприятием 1.3, объем производства продукции на предприятии 1.3 надо увеличить лишь на 3,05 %.

Р1.4=(0,128 · 5,28 · 1)+(0,872 · 4,67 · 1)=4,74 %.

Зная долевое соотношение в распределении продукции предприятиями 1.4 и спрос ее на предприятиях-заказчиках, определим рост производства на предприятии 1.4 по сравнению с базисным периодом:

Р1.4=(0,128 · 5,28 · 1)+(0,872 · 4,67 · 1)=4,74 %.

С появлением m новых потребителей к объему производства, скорректированному по указанной формуле, следует добавить дополнительную потребность в i-м продукте по m потребителям. А реализацию в розничную торговлю можно рассматривать как одно из предприятий-потребителей [3].

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


               1.1      

                                                                                              3.1      DР3.1

                                        2.1                                                                       

               1.2

 

 

 

 

                                                                                 3.2          DР3.2 

                                                2.2

               1.3   

                                                                                  3.3         DР3.3

                                               2.3

 

              1.4                                                               3.4           DР3.4

 

                                               2.4

 

                                                                                   3.5         DР3.5

 

 

 

Рисунок 2.1. Схема производственных связей разновидностей

труда и формирование исходных данных для цепной модели.

 

 
 

 

 

 

 


После проведения расчетов по этой методике в АО ”Комплект”ДСК-1 выяснилось, что реальные показатели не соответствуют полученным.

 

2.4 Проблемы выбора компьютерных технологий для организации

деловых рыночных связей

В рыночных условиях производитель и потребитель не являются замкнутыми системами. Им свойственна острая необходимость получать и обрабатывать информацию о конъюнктуре рыночной среды, в которой они существуют и развиваются, а также информировать среду о своих потребностях и предложениях.

Несмотря на бурное развитие информационных средств и технологий, к сожалению, существующие системы и сети передачи данных не в полной мере отвечают информационным требованиям субъектов  рынка. Целевое  назначение многих сетей (в силу коммерческих интересов их владельцев) и методы работы пользователей в них далеки от решения проблем информационного бума: из полиграфической основы он превращается в электронную порой с еще более тяжкими последствиями. Не решают пока указанной проблемы и компьютерные сети. Рассмотрим это более подробно.

Как известно, компьютерной сетью называют два или более компьютера, оснащенных специальными устройствами - модемами. Роль последних - преобразовать дискретные сигналы в непрерывные и обратно, обеспечив передачу данных с одного компьютера на другой по коммутируемым каналам связи. Информационные технологии компьютерных сетей сегодня продолжают развиваться по классической схеме. Каждый пользователь в силу конфиденциальности и различных форм собственности создает свою базу данных самостоятельно. Возникает множество не стыкующихся баз данных. В Москве их около двух тысяч.

Телекоммуникационные компании, таким образом, предлагают пользователям самые общие методы прямого доступа к различным базам данных. Предоставляются преимущественно их компьютерные адреса и аннотации. В лучшем случае наглядное представление может дать рекламный ролик. Исчерпывающая информация - это уже товар, за который надо платить. В силу этого пользователь практически всегда покупает «кота в мешке». Ваш компьютер и сеть при этом выступает в роли транспортного средства, а точнее сказать - такси, на котором вы последовательно перемещаетесь от одной базы к другой. В пути вы сами должны выбирать маршрут по лабиринтам коммуникаций, управлять этим движением и внимательно анализировать все, что попадается вам на пути.

Для эффективной работы в современных сетях требуется достаточно мощная техника, чтобы предельно сократить время работы в сети, повысить качество отображения и надежность приема или передачи данных.

Работая в открытом режиме, т.е. находясь все это время за компьютером, руководитель должен либо сам принимать решения, отложив все свои фирменные дела, встречи и совещания, либо делегировать свои полномочия и право принятия решения сотруднику. Следовательно, для руководителя крупной фирмы, у которого время основной деятельности расписано по минутам, для эффективной работы в сетях необходим хороший специалист по компьютерам и модемам, с опытом работы в сетях, понимающий информационные потребности фирмы, желающий, как и руководитель, снизить затраты предприятия, как правило, сносно владеющий английским языком. Последнее требование обусловлено тем, что большинство программных продуктов и аннотаций остается в диалоге на английском языке даже в русифицированном интерфейсе. Наконец, для работы в существующих сетях необходимо оплатить:

• регистрацию в сети и почтовый ящик (страницу);

• ежемесячную абонентскую плату;

• почасовой трафик работы в сети;

• объем переданной и принятой информации;

• превышение трафика времени и объема;

• междугородную или международную телефонную связь;

• работу специалиста по сети.

И все это для того, чтобы получить данные ограниченного содержания и сомнительной достоверности.  Другими словами, существующие сегодня информационные (компьютер­­ные) сети похожи на необычный магазин, в котором вам надо заплатить за вход, за время пребывания в магазине, за объем покупки («кота в мешке»). В результате - нет гарантии, что вы купили то, что искали. Необходимо все уточнять, согласовывать и снова тратить время, а значит и деньги. Где же выход?

Опираясь на здравый смысл, вероятно, следует определить существенные требования, предъявляемые к компьютерной сети объективными условиями рынка, потребностями производства и возможностями пользователей.

Первое требование относится к технике. Она должна быть доступна как для преуспевающих бизнесменов, так и для начинающих предпринимателей, как правило, уже имеющих в своих фирмах компьютеры. Затраты на технику должны быть минимальны. Максимум, что могут позволить себе предприниматели в этой ситуации - это небольшие затраты на модем и программное обеспечение.

Второе требование предъявляется к каналам связи. Анкетный опрос показывает, что подавляющая масса пользователей категорически не желает дополнительных затрат за выделенный канал и платить за трафик времени. У каждого пользователя есть электричество и городской телефон и этого должно быть вполне достаточно.

Самое жесткое требование, предъявляется к качеству информации. «Раз уж мы платим, - считают абоненты, - то хотим получить все, что нам нужно для принятия решения: мы хотим знать цену и все условия сделки, предусмотренные международными нормами; мы должны знать, с кем имеем дело. За достоверность и правдивость информации должен отвечать не посредник, а ее автор.

Вполне аргументированные требования предъявляются абонентами и к потребительским свойствам компьютерной сети. Сеть должна иметь простые и понятные формы на доступном для пользователя языке. Пользователь сети должен чувствовать себя спокойно и уверенно. При официальной регистрации самого факта сделки сеть должна обеспечивать ее конфиденциальность. Сеть должна быть защищена от взлома, экономической диверсии, физической потери данных и вирусного поражения.

Сеть не должна создавать пользователю новых проблем и «брать за горло», поскольку он от нее полностью зависим. Она должна стать его помощником в подборе контрагентов, формировании портфеля заказов, отборе данных и т.п. Наконец, сеть должна быть доступна широкому кругу пользователей. Это обеспечит компьютерной сети постоянное и динамичное развитие, расширит границы рынка, увеличит объем предложений и спрос, в чем безусловно заинтересован каждый ее участник [25].

Сегодня рынок предлагает сотни коммерческих компьютерных сетей. Какую из них выбрать для организации такой среды? Казалось бы, ответ напрашивается сам собой - Internet -“сеть сетей”. Но является ли Internet подходящим “транспортом” для деловой информации?

К информации, функционирующей в деловой рыночной среде, субъектами рынка предъявляются следующие основные требования:

·полнота и достаточность для сделки;

·достоверность;

·актуальность (своевременность получения);

·конфиденциальность:

·легкость поиска нужной и оптимальной информации с гарантией, что выходная информация найдет “цель” в кратчайшие сроки;

·рентабельность работы с информацией.

Что же пользователям предоставляет “сеть сетей”? Информация в Internet абсолютно не достоверна и это определяется самой структурой сети. Как связать обязательствами достоверности информации миллионы различных баз данных, являющихся собственностью различных организаций? Ярчайший пример - вырезка из домашней страницы любого московского провайдера: “Провайдер не несет ответственности за публикуемые в сети материалы”. Автор - тем более. Даже обычная бульварная пресса обладает большей ответственностью перед потребителями информации. Своевременность получения информации в Internet не гарантирована на 100 %. Никто не обязан обновлять информацию на сайте с определенной периодичностью.

О конфиденциальности в сети Internet предупреждают сразу, как только получается имя пользователя и пароль. В Internet нет никакой конфиденциальности. Любые данные, пересылаемые по этой сети, открыты для обозрения системных операторов и просто хакеров, причем на любом из узлов, по которым проходит ваш пакет данных. Исключение составляют сложные криптографические системы, использование которых не всегда оправдывается.

Легкость поиска информации в Internete можно проверить следующим образом. Нужно войти в любую поисковую систему и набрать ключевую фразу для поиска. Вам выдадут список минимум из 5000 ссылок с аннотацией по каждой из них. Вы должны самостоятельно просматривать каждую ссылку. За это время поиска вы оплатите из своего кармана в среднем $1,9 в час.

Рентабельность работы с информацией, получаемой и пересылаемой через Internet, легко подсчитать. Опыт показывает, что на каждый мегабайт полученной информации приходится около 10 Кб, которые представляют хоть какой-то интерес. Скорость передачи составляет 5 Кб в минуту или 300 Кб в час. Стоимость 1 часа составляет $1,9 у среднего провайдера. Соответственно мегабайт информации стоит $6,3, из которых $6,23 выбрасывается на ветер. Причем эта информация не удовлетворяет ни одному из требований. За выходную информацию также нужно платить (оплата странички). И это без учета машинного времени и грядущей почасовой оплаты за телефонные сети. 

Все это показывает полную непригодность Internet для создания на ее базе виртуальной рыночной среды. Естественно, в сложившейся ситуации на возникший спрос откликнулось несколько фирм, предлагающих сетевые услуги, и попытавшихся удовлетворить все требования, предъявляемые к деловой информации. Анализ предложений показывает, что наиболее полно эти требования удовлетворяет МИС (Многофункциональная Информационная Система).

Достоверность информации.  Информация в МИС гарантированно достоверна. Это достигается за счет заключения с каждым пользователем договора, по которому пользователь несет юридическую и экономическую ответственность за достоверность информации, и структурная организация данных, необходимых для осуществления сделки по международным стандартам.

Своевременность получения информации. Своевременность получения информации в МИС поддерживается на аппаратном уровне. Программа-сервер автоматически сортирует и регистрирует входную информацию по дате и времени приема при формировании базы данных, так что пользователь может получить информацию любого указанного срока давности. Своевременное обновление базы данных гарантировано, так как поддерживается естественным желанием пользователей заявить о предлагаемом продукте и об изменении в параметрах предложения.

Конфиденциальность информации в сети МИС гарантирована, так как урегулирована правовыми нормами в отношении провайдера, и должна поддерживаться им. Что же касается разного рода хакеров и взломщиков, то для них МИС - это дверь за семью печатями, так как несанкционированное проникновение в базу данных невозможно по причине использования многоуровневой системы идентификации пользователя и специфической конфигурации самой сети.

Легкость поиска нужной и оптимальной информации и гарантия, что выходная информация найдет “цель”, обеспечены тем, что компьютерная сеть МИС имеет голографическое строение, то есть на каждом из серверов одновременно хранится, пополняется и обрабатывается единая база данных. Каждый пользователь имеет единую для всех программу “клиент”, что исключает аморфность вводимой информации.

При запросе нужной информации из сети или отправке своей информации в сеть заполняется форма, в которой все фиксированные параметры (тип продукта, его назначение, сроки) выбираются из списков, а переменные параметры (цена, количество) вводятся в поля локальной пользовательской базы данных, подготавливаемой к отправке на сервер. Все это позволяет программе “серверу” автоматически найти оптимальный по группе параметров вариант в соответствии с запросом пользователя. Единая база данных и автоматизированный поиск гарантируют достижение цели выходной информацией.

Рентабельность работы с информацией. Подготовка посылаемой и принятие входной информации осуществляется в импульсном режиме. После подготовки пакета информации программа “клиент” сжимает его, дозванивается до регионального сервера, в течение 30-40 секунд сбрасывает пакет и получает запрошенную информацию. В сети Internet аналогичная операция займет не один день. Час работы с МИС обойдется фирме в 0,01$.

Итак, сеть МИС удовлетворяет всем требованиям. Что же касается охвата территории, которым так “щеголяет” Internet (всемирная паутина), то это один из ее минусов. Огромная территория страны не охвачена скоростными каналами связи и совершенными коммуникационными средствами, без которых Internet не может развиваться. МИС может использоваться и через средства Internet. Но важнее то, что она жизнеспособна даже там, где нет возможности использовать Internet.

 Охват территории сетью МИС пока ограничен и диктуется сегодня корпоративной организацией деловых отношений. Региональные центры МИС находятся в Москве, Смоленске, Костроме, Брянске, Новгороде, Твери, Екатеринбурге, Иркутске и многих других городах. Поддерживается обмен информацией на международном уровне.

Для сравнительной оценки конкурентоспособных сетей рассмотрим подробнее шаги пользователя, которые требуется предпринять для пользования сетью Internet и сетью МИС.

Первым шагом является подключение к сети. Работа с Internet требует значительных затрат времени, так как трафик занимают в основном изображения. Для длительной работы и качественного изображения используется отдельная телефонная линия (или канал), за которую нужно платить. В свете грядущей почасовой оплаты за телефонную сеть это выглядит весьма неприглядно. В сети МИС для нормального обмена данными с сервером ежедневно требуется 1-2 минуты загрузки телефонной сети (в худшем случае).

Вторым шагом является подготовка выходной информации, представляющей данные о предложении фирмы. Для сети Internet информация должна быть оформлена в виде страницы, представляющей собой файл, написанный на специальном языке HTML, в специальном редакторе. Для использования такого редактора требуется подготовленный пользователь или квалифицированный специалист. Сама процедура размещения страницы на сервере представляет довольно сложный процесс, в течение которого не раз приходится звонить в службу технической поддержки. Все услуги подобного рода может оказать провайдер, но это отнюдь не дешево. Далее требуется сделать своей странице промоушен, так как страница размещается в одном из каталогов сервера, получает свой адрес и все. Если на нее не будет ссылок во всех крупнейших поисковых службах, на нее вряд ли кто заглянет. Это, в свою очередь, требует значительных затрат времени специалиста, денег, загрузки трафика и денег за трафик, а также - машинного времени.

Для сети МИС процедура подготовки информации к отправке в сеть сводится к заполнению стандартной формы предложения-запроса. Все пользователи сети МИС используют программу “клиент” UNION 2.0 с единым интерфейсом, предоставляющим готовые формы для предложений и запросов. Информация о предложении или запросе представляет собой минимум данных в байтах. Далее она сжимается программой “клиентом” и при дозвоне до сервера в автоматическом режиме сбрасывает на него информацию. На сервере информация автоматически сортируется и попадат в единую базу данных (копия базы данных хранится на всех серверах сети МИС и автоматически при дозвонах обновляется). Таким образом, деловая информация хранится как бы в одном “ящике”, в который заглядывают все пользователи, и ее не надо искать по разным адресам и “ящикам”. Это делает ненужным промоушен своего предложения/запроса.

Третьим шагом является поиск, получение и обработка запрошенной или ответной информации. В сети Internet существует проблема поиска нужной информации. Пользователь Internet должен набирать свой адрес поисковой службы и ждать, пока загрузится украшенная красивой графикой, интерактивными приложениями и т.п. страница поисковой системы. Далее он должен ввести ключевые слова для поиска информации, причем это является “искусством, доступным не всякому”. Далее идет поиск, и, в конце концов, поисковый сервер выдает список из 3000 ссылок с аннотированным описанием каждой из них. Страница, содержащая список, также имеет красивые и большие рисунки. И все это в режиме on-line при средней стоимости Internet 2,0$ за час. Естественно, чтобы просмотреть все эти ссылки, страницы, на которые они ссылаются, должны быть загружены пользователем. Все они тоже имеют красивое оформление, а это лишние мегабайты на линии и диске. Здесь возникает проблема локального хранения полученной информации на диске. Веб-броузеры слабо приспособлены для целей хранения и каталогизации просмотренной информации.

Четвертым шагом являются деловые коммуникации, которые требуются для согласования условий сделки и обычно представлены в виде электронной почты. В сети Internet для этой цели служат почтовые серверы. Письмо подготавливается в отдельной программе и посылается на почтовый сервер. Там для него подбирается оптимальный и доступный маршрут по серверам сети к почтовому серверу получателя. При этом конфиденциальность отсутствует как на стадии хранения писем, подготовленных к отправке и полученных писем, так и на стадии прохождения письма через серверы сети, ибо провайдеры не несут за это никакой ответственности. Поэтому вся деловая переписка осуществляется на виду у множества чужих глаз, что не приемлемо в условиях современной конкуренции.

Регистрационный номер пользователя, дистрибутивный номер программы и личный пароль пользователя обеспечивают достаточную защиту от несанкционированного проникновения в единую базу данных, содержающую входящие и исходящие письма. Фирма, предоставляющая услуги по пользованию сетью МИС, несет ответственность за конфиденциальность деловых взаимоотношений, осуществляемых через сеть [25].

Итак, обобщая объективные требования, предъявляемые к компьютерным сетям, можно подвести итог. Пользователи хотят иметь:

  затраты на технику - минимальные;

  затраты на связь - минимальные;

  состав информации – систематически актуализируемый, необходимый и достаточный для принятия решения;

  достоверность данных – максимальную, официально подтверждаемую;

  возможности сети – универсальные и гибкие;

  доступность сети – максимально широкую;

  конфиденциальность сделок – полную;

  защиту информации – надежную.

Сегодня существует лишь одна компьютерная сеть, которая полностью отвечает этим требованиям. Это МИС «Экономическое содружество» Union 2.00, не имеющая аналогов в мировой практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz